На этой неделе, волею судьбы я оказалась в гостях в Воронежском перинатальном центре.
И знаете, что я хочу сказать? Я в восторге! Я наблюдала, как врачи общаются с женщинами, какие эти женщины важные. Они чувствуют себя главными, в этом женском царстве, в силу своей природы и положения.
Нервно курящие на парковке будущие папаши, это отдельная история.
У меня был восторг, от того, что мы понемногу избавляемся от этого наследия совка – деторождение социальная функция женщины!
Уж не знаю, что поспособствовало этим изменениям. Может родовые сертификаты, вручая которые, женщина как бы говорит – я выбрала вас, я вам доверяю. Может работа главного врача с персоналом. Но факт остается фактом – женское тело, женское дело.
А вы знаете, что в царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование). Все они были занесены в реестр, и давали присягу на Библии. У них даже был свой Устав. Согласно Уставу, "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно". Думаю, из меня бы получилась не плохая повивальная бабка! (не скромничаю!).
До революции, в России была сформирована своя, достаточно не плохая система акушерства «бабьего дела». Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней.
В царской России были даже отдельные заведения по выкармливанию младенцев. Если мать умирала в родах или была больна, а у семьи не было денег чтобы нанять кормилицу (кстати, не случайные, уважаемые и очень высокооплачиваемые женщины), ребенка до 1 года можно было сдать в такое учреждение на выкармливание. Но, по достижению 1 года, семья была обязана его забрать.
До революции, рождение ребенка было делом женским, семейным, в котором принимали участие старшие женщины, соседки, повивальные бабки. Чего только стоят эти ритуалы пестования младенца, его пеленания, знакомства с углами… Ритуалы, которые проводили с женщинами в бане, чтобы поставить на место опустившиеся органы, подвязывания, участие бабушек, чтобы женщина могла отдохнуть и прийти в себя, да просто сказать – ты молодец, ты справилась!. Поддержка семьи и женского социума со всех сторон, своеобразная инициация в полноценную женщину.
Реформа здравоохранения 1920 года уничтожила все имеющиеся институты. Я читала, как бездетные членки партии двигали идеи реформ родовспоможения. Мне порой кажется, что они были бесполыми, идейными существами. Так, роды стали делом государственным. Выстроенная горизонталь – женская консультация, роддом, ясли. Советской России нужны рабочие руки! Младенцев в ясли, женщину на завод!
У меня иной раз складывалось впечатление, что в советском государстве быть беременной, значило быть больной. Возможно, именно так и воспринимали беременность членки партии, которым были не ведомо материнство. К постели рожающей женщины вместо повивальной бабки встал врач - специалист по патологии. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных, физиологичных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.
Цитата из книги "Родиться по собственному желанию" – «ничем не сдерживаемое научное "мужское" акушерство развернуло в родильных домах полномасштабную агрессию в отношении женской самостоятельности и интуитивного проживания процесса родов, и все это при поддержке государственных структур различного уровня и средств массовой информации. Параллельно происходило разрушения института семьи, полное раскрепощение женщины - активное привлечение ее к производственному труду, общественной деятельности, коммунистическому строительству. Деторождение объявлялось социальной функцией женщины...»
При том, что Россия потеряла миллионы людей в первой мировой войне, в красном терроре, многие покинули страну бежав от большевиков, всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами не дало ожидаемых результатов. К 1960 году, по сравнению с царской Россией произошло 30-кратное увеличение количества коек в медучреждениях при одновременном падении рождаемости.
Поэтому, я так радуюсь тому, что увидела в перинатальном центре. И пусть нам ещё далеко до нормальных, человеческих, физиологических условий и отношений в этом вопросе, но лед тронулся, и это хорошо!!!