В превосходной книге Юваля Ноаха Харари «Мысли о 21 веке», среди множества идей и мировоззрений, которые он представляет, меня привлекло интересное предложение:
«Как вы живете в мире растерянности, когда старые истории рушатся,
Но у нас нет новой истории, чтобы заменить их? "
На самом деле, мы привыкли жить своей жизнью, автор книги определяет это как «старые истории»: мировоззрения, мысли, парадигмы и способы действия, которые соответствуют предыдущей реальности.
История доказывает и показывает нам снова и снова, что-то, что было, но не обязательно что это будет снова.
Это верно для каждой области нашей жизни, и это, безусловно, верно, когда дело касается бизнес индустрии. Все меняется. Все в постоянном движении.
«Одним из универсальных законов природы Ньютона является закон постоянных колебаний. Закон гласит, что каждая масса в нашем мире находится в постоянном движении. Даже в массе, называемой "массой покоя", есть постоянное движение, линейное движение.
Во вселенной все находится в постоянном движении. Всё твердое, включая миллионы частиц, содержит постоянное движение. Стена перед вами, ваша рука, кресло или диван, на котором вы сейчас сидите, состоит из частиц, которые постоянно находятся в движении.
Когда вы смотрите на эти массы через объектив микроскопа, вы видите миллионы частиц, «бегущих» в постоянном направлении. Все в нашем мире находится в движении. Наша вселенная постоянно расширяется и сжимается. Все вокруг нас двигается. Это движение всегда происходит в любом из двух противоположных направлений: вперед или назад, вверх или вниз, внутрь или наружу, рост или увядание, жизнь или смерть.
Так что все материи в мире блуждают, не останавливаются, и даже когда нам кажется, что предмет «в покое», в действительности он все еще находится в движении.
Все меняется вокруг нас. Основной вопрос: знаем ли мы, как измениться соответственно?
Ответ на этот вопрос обычно оказывается сложным.
Будучи люди, мы не любим перемен. Мы привыкли к тому, что нам все известно, мы во всем уверены. Это часть внутреннего механизма нашего эго, которое заботится о нас, и хочет, чтобы мы были защищены и находились в безопасности.
Но этому есть цена.
Есть цена за уверенность и безопасность, которые мы так любим чувствовать - она состоит в том, что спустя какое-то время оказывается, что мы действуем по тем же схемам, убеждениям и идём теми же путями - только они больше не приводят нас туда, где мы хотим оказаться.
Любой, кто занимается бизнесом не менее 10 лет, знает, то что работало очень хорошо 10 лет назад и приносило результаты, больше не работает таким же образом и не дает результатов, к которым привыкли.
Что же нужно делать в таком случае?
Один из способов (наиболее популярный) - продолжать пытаться действовать так же, как действовали только с «большими усилиями». То есть я стараюсь делать то, что делал (и то что хорошо срабатывало в прошлом), но вкладываю в это больше силы и энергии.
В лучшем случае, при гораздо больших затратах энергии и усилий, мы сможем достичь немного большего, но в основном удается лишь сохранить существующую ситуацию.
Второй способ - изучить, что изменилось и как я могу адаптироваться к новой ситуации.
Это не всегда легко.
Причина в том, что большую часть времени нужно идти по пути, который, возможно, никто не проходил до нас. По пути, в котором есть новые испытания, иногда приходится пользоваться методом проб и ошибок. Особенность этого способа такова, что нет никакой уверенности, которую мы так любим.
С другой стороны, в этом пути много креативности, любознательности, новаторства и, прежде всего, готовность идти в неизвестность.
Около пяти лет назад, когда я взглянул на свое бизнес-мировоззрение, а затем увидел более широкую картину, я начал видеть бутоны. Бутоны бизнеса, которые ведут себя по-разному и действуют по-разному. Компании, которые пересматривают статус-кво, поступают правильно.
С тех пор произошло много изменений, но если я попытаюсь резюмировать существенные изменения одним предложением, это переход от определения цели бизнеса по обогащению его владельца к определению бизнеса, целью которого является «прибыль с ценностями».
Я называю это «бизнес на основе его миссии». Сегодня термин «миссия» появляется все больше и больше во многих компаниях, которые начали говорить на этом языке.
Мы не говорим о некоммерческих организациях (хотя они, безусловно, есть и будут благословлены). Это компании, которые понимают, что прибыль важна (и даже очень), но также не менее важной составляющей для них являются ценности, из за которых они работают.
Это люди, которые понимают, что у них есть реальная возможность влиять и изменять наш мир (и многое) в лучшую строну с помощью бизнеса, который они развивают.
Это новый путь, незнакомая территория. Иногда странный, иногда пугающий, и я признаю, что иногда это также может расстраивать. Просто потому, что не так много моделей, на которых можно основываться, чтобы посмотреть и понять, как это работает.
Итак, если мы вернемся к цитате Юваля Ноаха Харари - какую новую историю хотите создать вы? Какой бизнес вы хотите развивать? Как будет выглядеть ваш деловой мир?
Каждый сам для себя определяет по какому пути развивать свой бизнес.
Бизнес, который готов будет работать с изменениями в мире и придерживаться своей миссии, или же отказаться от идеи идти нога в ногу с изменениями, больше работать с тем что уже известно, уделять этому больше энергии для получения того же результата к которому привыкли.