Найти в Дзене

Сколько стоит снять фильм

Оглавление

Фото: East News

Фото: East News
Фото: East News

Публикую свой материал, написанный для sncmedia.ru в 2016 году после выхода фильма «30 свиданий», где я была продюсером. Так как статья написана 3 года назад, сейчас бюджеты немного увеличились. Но общий принцип бюджетирования фильмов не изменился, и расчеты на производство актуальны и сегдня.

Статьи расходов

Все статьи расходов на производство фильма можно разделить на несколько крупных позиций: права, зарплата съемочной группы и гонорары актеров, материалы и техника, декорационные и художественно-постановочные расходы, экспедиции, услуги специализированных организаций, постпродакшен и прочие расходы. Все эти статьи заносятся в производственную смету, и исполнительный продюсер проекта тщательно следит, чтобы реальные расходы не превышали запланированные.

Кастинг и гонорары актеров – это разные вещи. В статью расходов «Кастинг» обычно входит оплата кастинг-директора и его ассистента, гримеры, операторы, аренда помещения и другие мелочи. Кто-то раскидывает эти расходы по всей смете по соответствующим позициям – гримеров на кастинге к гримерам на проекте и т. д., кто-то записывает общую сумму в одну строчку «Кастинг». В общем, кто как привык работать.

Сценарий к проекту прилагается за деньги, и часто весьма немалые. Например, топовые российские сценаристы могут запросить за свой труд от 100 тысяч долларов за полнометражный фильм.

Сценарий

Наш сценарий к фильму «30 свиданий» писали несколько человек, среди них профессиональный сценарист, режиссер фильма и продюсер. Еще у нас работала большая команда авторов над закадровым текстом. Никогда их не видела, все общение происходило по Интернету. Вообще, сценарист может жить где угодно, главное – вовремя присылать материал, и желательно хороший.

Сколько чашек кофе выпили наши сценаристы и продюсеры – сказать сложно. Большинство встреч проходили в кафе, но там мы только обсуждали результаты сценарной работы. Сама работа ведется сценаристом дома или там, где ему удобнее работать. Кофе на встречах оплачивали продюсеры, и это не входило в бюджет фильма.

Гонорары

Гонорары актеров – довольно затратная статья, особенно если есть звезды. Гонорар узнаваемого артиста за смену (съемочный день. – Прим. автора) может равняться месячной зарплате не последнего продюсера на проекте. Когда я платила зарплату актерам, частенько грустила, что выбрала не ту специализацию. В России есть актеры, гонорары которых составляют сотни тысяч рублей за один день, есть даже и такие, кто стоит миллион и больше.

Хотя бывают ситуации, когда топовые актеры могут сняться в кино совершенно бесплатно или за символические деньги – если понравился проект или по дружбе.

Иногда актеры помогают студентам, бесплатно участвуя в учебных проектах. Но не стоит обольщаться, что все актеры гребут деньги лопатой. Большинство либо получают совсем немного, либо вовсе сидят без работы, потому что актеров очень много, талантливых среди них мало и на всех ролей не хватает.

У нас в проекте были телевизионные звезды, выбирали мы их, исходя из нашей целевой аудитории и их соответствию роли. В кинобизнесе давно ведется спор о том, добавляет ли звезда ценности проекту. Это не доказано, потому что в России нет ни одной звезды, гарантирующей высокую кассу. Даже Данила Козловский имеет в своем резюме провальные с точки зрения кассы фильмы. Но вряд ли кто-то из продюсеров, рассчитывающих на хорошие сборы, решится сделать картину, особенно большую, без единой звезды. Такие случаи были, конечно, но это заслуга режиссера – найти особый талант и на съемках показать во всей красе.

При выборе актеров мы руководствовались холодным расчетом и обсуждали все на производственных совещаниях. Главную женскую роль утвердили еще до написания сценария, а все остальные актеры приходили на кастинги. Сложнее всего было с главным героем, и мы с ним не ошиблись, к счастью.

Более-менее известные актеры имеют райдер. Если человек по жизни скромный, то он может вообще ничего не попросить, вести себя как обычный человек. Есть звезды, которые любят выпендриваться и капризничать. Эти страшилки передаются по рынку из уст в уста и редко всплывают где-то в Интернете, но многие продюсеры знают, каких звезд лучше никогда не звать на проект, потому что проблем с ними не оберешься. Требования в райдерах бывают разные, иногда очень странные. У наших актеров особо странных требований не было, все стандартно. Это особенности питания, размещения на съемках и работы с членами съемочной группы. Кто-то просил отдельного гримера и ассистента. Если продюсеру очень нужна звезда, он пойдет на эти условия, хотя лучше оговаривать все условия и закреплять их документально до начала съемок, иначе потом это может вылиться в конфликт.

Локации

Место, где снимают определенную сцену, называется «локация». Можно снимать и у себя дома, если этого дома не жалко. Съемочная группа, не считая актеров, – это толпа от 70 человек, которая пройдется как Мамай по всему живому и оставит за собой много грязи и повреждений имущества. Не хочу обижать съемочные группы, они не варвары какие-то. Просто кинопроизводство – очень трудоемкий процесс, который должен происходить без задержек. Нужно что-то быстро переставить, убрать, поставить огромные световые приборы, пройти по определенной траектории с камерой. Разуваться некогда, аккуратно двигаться получается не всегда, очень много народа, поэтому зачастую арендодатели берут большие деньги за то, что съемочная группа снимает в их доме или офисе. И если что-то сломается, группа покрывает ущерб.

Локации отбирает несколько человек – сначала локейшен-менеджер (человек, который ищет места для съемок. – Прим. автора) предлагает варианты, затем на понравившиеся места выезжает мини-группа в составе режиссера, оператора, художника-постановщика и директора группы. Они должны проверить, подходит ли это место для сцены, которую они задумали. Оператор смотрит, где размещать свет и как будет двигаться камера, художник-постановщик оценивает, сколько тут нужно переделывать (мебель, интерьер и проч.), директор занимается прозаическими вопросами – где размещать транспорт, ставить буфет и т. д., а режиссер смотрит, подходит ли локация для решения творческой задачи.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Техника

Техника берется в аренду, утром ее привозят специальные автомобили (например, машина для камер называется «камерваген»), вечером увозят. К технике еще прилагаются и люди, которые следят, чтобы ничего не сломалось. И машины, и людей, и технику нужно оплачивать, конечно же. Если группа не уложилась в смену, начинается переработка – это время работы сверх запланированных 12 съемочных часов. Продюсер тихонько плачет в углу и считает убытки, потому что за переработку всем надо платить, и за технику тоже. Если она очень большая, то можно сделать дополнительную смену, тогда продюсер уже рыдает в голос, потому что каждая смена стоит от нескольких сотен тысяч рублей, в зависимости от условий съемки.

Для этих целей в смете всегда есть статья «Незапланированные расходы», куда закладывается от 3 до 10 процентов стоимости проекта.

Конечно, за технику нужно платить, и немало. Затраты на нее составляют до 10% от бюджета картины, хотя, конечно, зависит от творческих задач. На фильмах других жанров (не комедии) на технику уходит и больше денег. В технику входят камеры (около 30 тысяч рублей за смену), различные аксессуары для операторского оборудования (рельсы, риги, объективы и т. п.), световое и звуковое оборудование, аренда транспорта, оборудование на площадке. Транспорта нужно очень много – для камер, света, реквизита, актеров и т. д. Вы всегда с легкостью определите, что где-то в городе снимают кино, – по «каравану» вагончиков, припаркованных в одном месте.

Свет

Свет в кино очень важен, и днем его тоже используют. На улице не всегда, а в помещении обязательно и днем, и ночью. С помощью света можно сделать из ночи день – и наоборот. Светом можно управлять эмоциями зрителя, полностью видоизменять актера, подчеркивать нужные нюансы. Я не большой специалист в этом, вам лучше поговорить о свете с оператором. Но могу сказать, что света на площадке много, это огромные приборы, которые таскают по несколько человек, а съемочной группе стоит смотреть под ноги, чтобы не запутаться в многочисленных проводах.

Грим

Актеров перекрашивают столько раз, сколько необходимо согласно плану на съемочный день – если снимается несколько сцен, и для них нужен разный грим, его меняют. Также его постоянно поправляют, потому что от высокой температуры под осветительными приборами грим может потечь. Насчет естественных лиц не могу сказать точно, потому что я никогда не сидела в гримерках и не наблюдала процесс гримирования, например, мужчин. Думаю, что актер без грамма макияжа – явление редкое. Камера всегда «съедает» часть красок, и актер без какого-либо грима просто становится бледной тенью. Скорее всего, если актер «без макияжа», то на нем, как минимум, есть тон, чтобы подчеркнуть естественный рельеф лица и чтобы лоб не блестел. Наши гримеры пользовались косметикой M.A.C, насколько я помню.

Визажист для кино и для жизни – разные профессии. Визажист для кино должен уметь не только наложить красивый повседневный макияж, но и сделать укладку, наклеить усы и бороду, чтобы это смотрелось естественно, а также гримеры ответственны за следы побоев, кровь, раны. Кроме того, в кино помимо художественного грима очень часто используется пластический, который меняет актера до неузнаваемости. Вряд ли на недельных курсах визажистов можно этому научиться.

Костюмы

Да, это правда – для «городских» историй костюмы покупают в обычных магазинах. Я имею в виду фильмы, которые не подразумевают создания особой вселенной, а происходят примерно в наше время, в нашей среде. Для исторических и фантастических фильмов вряд ли найдутся вещи в торговых точках. И тут уже многое зависит от художника по костюмам и продюсера. Кто-то берет костюмы напрокат в театрах или на киностудиях, кто-то придумывает все свое и значительно тратится на пошив. Например, для фильма «Дуэлянт» по костюмам была проделана огромная работа, которая видна на экране.

В нашем фильме львиная доля одежды покупалась в масс-маркете, но что-то мы брали напрокат в дорогих магазинах. Актеры массовых сцен снимались в своей одежде. У нас на костюмы был довольно скромный бюджет, в который мы уложились благодаря талантливому художнику.

Монтаж

Длительность монтажа всегда зависит от множества факторов. Многие сейчас монтируют черновую версию прямо на площадке, чтобы к окончанию съемок уже иметь первый вариант фильма. Далее начинается филигранная работа. Действительно, бывает так, что большие куски снятого материала летят в корзину, если они не помогают раскрыть идею фильма. Любимая поговорка сотрудников на съемочной площадке: «На посте поправим» (пост, сокращенно от постпродакшен – монтажно-тонировочный период). Это не очень хорошо, потому что часто на посте видны недоработки съемочной группы. Бывает, что кадры не монтируются между собой, например, только что в сцене светило солнце, а сейчас идет дождь. Монтажеры, по моему мнению, – волшебники. Часто они спасают материал, который спасти, казалось бы, невозможно. Но тем не менее избежать ляпов получается не всегда. Монтаж – это сложно, потому что можно на выходе получить десяток разных фильмов. И часто от монтажа зависит успех фильма в целом.

Спецэффекты

Люди летают на тонких тросах, а потом эти тросы закрашиваются на постпродакшене. Как пуляются шарами, я честно, не знаю, но уверена, что это тоже дело рук специалистов по компьютерной графике. Сыграть это скорее всего сложно, я не пробовала. Часто сцены с большим количеством графики снимаются в пустом павильоне на фоне зеленой стены. Думаю, актер в этот момент чувствует себя, мягко говоря, неловко, общаясь с невидимыми предметами или уклоняясь от невидимой опасности. На наших съемках никаких особых спецэффектов не было, никто не летал и не выпускал молнии. Мы пользовались графикой совсем немного: вставляли в монитор интерфейс нужного сайта, закрашивали съемочную группу, случайно попавшую в хороший кадр и еще по мелочи. Тем не менее это вылилось в приличную сумму.

Боюсь представить, сколько стоит графика, например, в «Ледоколе», где ее очень и очень много. Это одна из самых затратных статей в современном кино, конечно, если вы снимаете не городскую комедию, а фантастику или хотя бы фильм ужасов с нарисованным привидением.

Премьера

Чтобы выпустить фильм в кинотеатрах, нужно покупать рекламу. Если мы хотим заработать, рекламы надо покупать много. Бюджет на прокат и выпуск может быть равен бюджету производства фильма. Некоторые специалисты даже пытаются искать зависимости рекламных бюджетов и последующих сборов.

Я слышала версию, что соотношение сборов и рекламного бюджета = 5/1. То есть вы вкладываете в рекламу 20 миллионов рублей, получаете 100 миллионов бокс-офиса.

Но не могу сказать, что эта формула работает всегда. Многое зависит от качества рекламных материалов, площадок размещения и попадания в целевую аудиторию.

Не все фильмы попадают в прокат в кинотеатрах. Если у фильма нет коммерческого потенциала (то есть если прокатчик думает, что на этот фильм придет мало зрителей), то договориться будет сложно.

Премьеры – один из приемов для продвижения фильма, но многие сомневаются в его эффективности. Скорее, это имиджевая история – снять кинотеатр, пригласить звезд, постелить красную дорожку. Красиво, но малоэффективно с точки зрения бизнеса. Арендовать кинотеатр «Октябрь» в Москве, напечатать пресс-волл и постелить красную дорожку стоит около миллиона рублей. На эти деньги можно купить три рекламных ролика в одной из самых рейтинговых программ в прайм-тайм на ТНТ. И только продюсеру решать, что эффективнее – прямая реклама, которую увидят несколько миллионов человек, или тусовочка и десяток публикаций в московской прессе.

За попкорн продюсеры не платят. Попкорн – это «хлеб» кинотеатров, на нем они делают неплохую выручку. В книге Эдварда Эпштейна «Экономика Голливуда» есть целая глава, посвященная тому, как кинотеатры зарабатывают не на кино, а на попкорне. Вообще, очень полезная книга, и если есть желание разобраться, на что в реальности тратятся деньги в кино, советую ее прочесть.

Дело вкуса

Я могу добавить лишь, что бюджет каждого фильма – индивидуальная история. Где-то тратится очень много денег на актеров, а на остальные статьи расходов остается минимум, и такие примеры есть в российском кино. Кто-то из продюсеров предпочитает много денег вложить в подготовку – написать достойный сценарий, а это долго и дорого, найти высокооплачиваемых и эффективных специалистов, много времени уделить подбору локаций, работе художественных департаментов (грим, костюм, художники, реквизит), репетициям, а потом быстро все снять и получить на выходе хороший фильм. Каждый случай индивидуален, пропорции статей затрат меняются от проекта к проекту. Но каждый фильм – это лотерея. Никогда не угадаешь, попадет ли фильм в целевую аудиторию, будут ли на нем битком забитые залы или он пройдет тихо и незаметно и также незаметно продолжит свою жизнь на iTunes. Для этого и нужен продюсер – угадать, будет ли то, что он задумал сегодня, востребовано через 2-3 года. Для этого нужен талант, но это уже другая история.

Итог

Анастасия Гавриш, кинопродюсер

«Политика нашей компании запрещает разглашать данные о стоимости производства фильмов. Но давайте попробуем на примере сориентироваться, сколько что стоит. В среднем комедия стоит около 60 миллионов рублей. Бывает дешевле, бывает дороже, это зависит от многих параметров, но давайте ориентироваться на эту цифру. Итак, наша гипотетическая комедия снимается за 30 смен, в ней играют 3 «средних» звезды, есть два приглашенных дорогих артиста (по 2 смены). Небольшое количество массовых сцен, есть павильонные съемки, а в конце пусть будет свадьба (это дорого). Мы решили сделать крутую молодежную картину, поэтому будут известные и модные, а значит, дорогие музыкальные треки».

Сценарий комедии стоит от 500 тысяч до нескольких миллионов. Давайте возьмем 1,5 миллиона. Музыка популярная, поэтому 3 миллиона. Актеры, ролевые и массовка – около 9 миллионов. Зарплата съемочной группы – 12 миллионов. У нас есть актер из Северной столицы, поэтому есть экспедиционные расходы (гостиница, билеты, суточные), уложимся в 100 тысяч рублей. Материалы для съемочной группы и жесткие диски – 400 тысяч. Так как строим в павильоне целую квартиру, на декорационно-техническое оформление заложим 4 миллиона. Сюда же входит оплата всех локаций, не только аренда и оформление павильона, но один павильон стоит столько же, сколько все остальные локации вместе. Художественно-постановочные расходы включают реквизит, игровой транспорт, грим и костюмы, планируем уложиться в 2,5 миллиона. На операторскую, световую и звуковую технику потратим 4 миллиона. Аренда транспорта – еще 2,5 миллиона. Кастинг был долгим и обошелся в 500 тысяч рублей. Съемка дорогой красивой свадьбы стоит еще 3 миллиона. Постпродакшен включал сложную графику и классные титры, поэтому обходится студии в 10 миллионов. На прочие расходы осталось 2,5 миллиона, и еще 5 взяла производящая фильм студия. Вот и потратились целых 60 миллионов.

Фото: SNC Media
Фото: SNC Media
Фото: SNC Media
Фото: SNC Media