.
Какие бы я высказал мысли о фильме Дневник Сельского Священника, мнение верующего человека? Фильмы в моем понимании, (возможно, несколько дилетантском) делятся на те, которые рождают слезы, на те, которые вызывают тоску. Увы, любимый фильм Тарковского (имея в виду Дневник Сельского Священника Брессона) вызвал тоску, не смотря на то что в фильме есть поразительные размышления, (особенно, в первой части, вторая часть мне показалась менее интересной) , когда как фильм Машкова Папа, который, я бы назвал, куда более религиозным, вызвал слезы. Что ж, мнение дилетанта. Дилетанты, тоже, имеют право смотреть кино, хуже того, они еще и имеют право высказывать свою точку зрения. Фильм Брессона мне показался ужасно унылым, возможно потому, что поставленным во Франции. Какое во Франции осталось христианство, после буржуазной революции, и перенесенной, в 20м веке, оккупации? Только унылое. Французы слишком любят жизнь, земную чувственность, вот соответственно у них и все религиозное стало каким -то призрачным, а не жизненным, (противостоящим их чувственности.) Не возникло ощущения утверждения, или хотя бы отрицания мирского, во имя Иного. Самого Иного тоже нет, оно лишь угадывается, а главный герой напоминающий Кьеркегора, как бы, находится в сумрачном просвете - меж здешним и нездешним.
Пишу Кьеркегора, а не Алешу Карамазова, потому, что Алеша по словам Достоевского был, хотя бы, краснощеким, (а значит и полным жизненности, а не христианским декадентом.) Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышащий здоровьем (Ф. Д) . Думал я и о том что христианство не может быть таким вот уныло драматичным. Христианство знает и комедийный дух, (можно вспомнить Шекспира и Сервантеса) , хотя конечно не в языческом понимании, а хотя бы в понимании Папы из одноименного фильма Машкова. Вот в фильме Папа есть ощущение жертвы. Потому что отец сына, ставшего музыкантом, и полупрезирающего своего отца, в отличие от главного героя дневника Сельского Священника полон жизненности и сил, и меж тем, так спокойно благородно встречает смерть, за ее чертой отчетливо видя Бога, когда как в фильме дневник сельского священника - герой - не жилец...
Вот он потому, и на протяжении всего фильма, умирает.
Умирает, не познав ни любви к женщине, о которой мечтал, и даже ощутив отвращение к молитве. Конечно, нельзя сравнивать Папу и Дневник Сельского Священника, не смотря на то, что и в первом как и во втором фильме действие разворачивается в провинции, из которой, по сюжету фильма Папа и бежит сын главного героя. В фильме Дневник Сельского Священника , главный герой - молодой , и уже умирающий человек, а в фильме Папа - зрелый мужчина, полный сил, и не знающий, сам, насколько его любовь к сыну со стороны смешна, хотя любовь его в каком то именно библейском понимании глубоко -жертвенна.
Где вы встречали таких любящих отцов, даже говоря о верующих?
Я вот лично пока не встречал...Фильм Папа религиозен потому что Любовь в нем побеждает смерть, и конечно, потому ,что умерший отец -(которого убили нацисты как еврея) является во сне к сыну, что бы запечатлеть ему любовь, а не поставить ему это в вину, или вогнать его в чувство долга. Если герой Дневника драматичен, (и тем по христиански несоразмерен миру) герой фильма Папа беззащитно комичен, (и тем в библейском смысле так же, не соразмерен миру.)Конечно, говоря о фильме Дневник Сельского священника в нем есть ценные мысли...
Их невозможно не запомнить.
Пронзительной получилась сцена диалога молодого священника с графиней потерявшей сына, я имею в виду поразительные слова, о том, что ваша разлука с сыном для Господа лишь временна, но она может стать вечной ( так , именно, отвечает молодой священник женщине близкой к бунту против Бога.) Это место больше всего мне и запомнилось. Это же ощущение как раз выражено и в фильме Папа,, хотя выражено иносказательнее, на уровне сюжета.
Папа - любимый фильм,( моего отца, и мой.)
Отец мой (кстати бывший долгое время антисемитом) завещал мне посмотреть этот фильм лишь после его смерти, подарив мне диск с этим фильмом, в 2005 году, что я и сделал в 2006 году, после смерти моего отца. Фильм конечно поразил. Если признаться включил его с долей скепсиса. Подумал, ну стал мой отец сентиментальным на старости лет.
И фильм наверное сентиментальный, вряд ли более.
Но по ходу просмотра просто распереживался, что со мной редко случается от просмотра фильмов. И в итоге посмотрел этот фильм еще раза два...Может быть, фильм не рекордный, (практически незамеченный критикой, плохо продающийся в прокате, и набирающий лишь одну или всего две звездочки из пяти в газетах о телепередачах ) но мудрый, и какой то библейский фильм - с улыбкой свыше, как я бы, наверное, заметил.
Впрочем, возвращаясь к Дневнику Брессона.
Может быть следует все таки понять, что фильм Дневник Сельского Священника послевоенный. Если угодно, это фильм после осознания того факта, (и вопроса) на что, оказывается способен человек, (сжигать евреев, и истреблять целые народы, не щадя ни женщин ни детей ни стариков) с вытекающей отсюда мыслью, а что простите в человеке тогда есть от Бога , если человек способен на такие вот вещи? И где был Бог, когда убивали детей?
Есть ли вообще Господь?
Такие мысли породили таких философов во Франции как Сартр, и Батай, или в лучшем случае Камю, а позднее, скажем, Делеза, соединившего Ницше, Маркса и Фрейда в своей философии, добавил бы , что философа великого, хотя и атеиста. Дневник Сельского Священника дает - осторожный ответ на вопросы французов, оставшиеся без ответа.
Разгадать тайну Бога не есть разгадать Его Слово.
Разгадать Тайну Бога - разгадать Его Молчание. О чем говорит Молчание Бога? О том что Бог предельно далек от мира? Но как , замечает главный герой фильма, Дневник Сельского Священника, графине, Бог христиан - не есть Бог язычников. Его можно и поносить, и оскорблять, и даже распять. Потому что Он не на небе, Он воплотился.
Он и в небе, но Он и на земле...
Нельзя разгадать Молчание Бога, нельзя потому и познать Бога, по слову Деррида оставившего лишь след в языке, (и значит и незаживающую рану в человеке, в его любви, и познании, рану его нетождества – ничему на земле ) а по слову верующих христиан, ждущего нашей веры, нашей ответной любви, и потому Молчащего.
Молчание Бога это – указание на нашу Свободу.
И эта Свобода должна стать Верой, должна стать Словом, или окликом Благой Вести. Господь воплотился, но потому Он и исчез, что воплотившись, умер и воскрес, что все нам сказал - до следующего прихода Христа в этот мир. Господь нам оставил Свободу.
Но Он оставил нам Свободу для Любви.
В понимании, в каком этот фильм - попытка ответа на все эти послевоенные страшные вопросы
(на вопросы, а где Господь, допустивший весь этот кошмар, все эти смерти во время оккупации, не смотря на то что во Франции немцы вели себя культурнее чем в других странах ) , это конечно хороший, и глубокий фильм. Фильм не отвечающий ни на какие вопросы, и в то же время фильм не ставящий вопросов без ответа. Фильм построенный на живых сценах.
Каждая сцена как неразрешимая загадка.
Разгадка существует лишь в вере, лишь в Господе. Фильм воспринимается как попытка показать несоразмерное этому миру, говоря о юности священника, которого все таки спасает Господь, смертью, (тем что спасает его от медленных мучений вследствие болезни), и о старости послехристианской Европы Не случайно в фильме сквозит мысль о пьянстве, о том что каждый ребенок рожденный в провинции сын, или дочь алкоголиков.
Вино символ христианской крови.
Но не каждое вино освящено Господом... Хорошим получилось место и с девочкой, ( в которой угадывается намек на Деву Марию) , немного влюбленную в своего учителя, и поднимающую его после обморока, ( очень острожная, не пафосная ассоциация, скорее угадывающаяся чем читаемая прямо), из чего я сделал вывод что роман по которому был поставлен этот фильм был написан очень религиозным человеком.
Имея в виду писателя -католика Жоржа Бернаноса...
Говоря же о режиссере этого фильма, процитирую его слова. Мне хочется, чтобы люди, которые смотрят фильм, почувствовали присутствие Бога в обыденной жизни. Вы можете ощутить нечто… присутствие того, что я называю Богом, но мне не хочется показывать это со всей очевидностью. Я предпочитаю сделать так, чтобы зрители почувствовали это сами.
И в заключении о личном.
Что лично для меня подразумевает христианство? Христианство для меня подразумевает не только веру, а образ веры, (переходящий в образ жизни) которая дистанцирует верующего от его земной , или лучше сказать мирской личности, и в которой никакая свобода - не проявляется вне любви к Богу, вне любви к Христу...
О чем я думаю чаще всего, что не христианину проще.
Например, встретил гада на улице, но не обо всех же гадов руки марать . Так можно и в дерьме замараться...Человек не христианской веры просто пошлет такого человека матом, и поспешит по своим делам. Порой и христиане так себя ведут. Я тоже так себя вел раньше сплошь и рядом, если понимал что человек трус, и даже если он гад, он слабее тебя морально или физически, ты его пошлешь матом , он и уйдет, и все будет нормально.
Он уйдет своей дорогой, ты своей.
И вроде и было как не было...Но все дело в том что даже оскорбить ничтожество - грех, искус от Дьявола. Ты послал на три буквы какое -то ничтожество, а в следующий раз обматеришь жену, мать, детей. И даже если ограничишься лишь первым случаем, все равно, это грех.
Нельзя говорить что ты послал матом ничтожество, и значит имел право так поступить.
В любом случае ты допустил в душу грязь. Если допустил, нужно покаяться (хотя бы дома), перед Господом, перед иконой, обязательно сознаться что это грех. Только так можно со временем научиться не поступать - как не должен поступать христианин.
И еще такой вопрос, можно ли спастись вне церкви?
Глядя этот фильм, думал я о том, что это сейчас мир полон психологов, психоаналитиков, а когда то, когда были такие глубокие священники, как в этом фильме, люди не нуждались ни в подобных профессиях, ни в услугах их носителей . Пусть уж лучше будет больше таких вот хороших священников, чем психологов, и психиатров…
Или пусть хоть один психолог станет таким как этот священник.
Как бы я тем не менее ответил на вопрос, можно ли спастись без церкви? Я вот к примеру лечу крайне сложный перелом без врача. (рука то моя, а не врача, мало ли что скажет врач? )Но я не обошелся без врача, и без больницы, когда руку сломал. Так же и церковь...Церковь дает необходимый базис, но душа то твоя, а не священника.
Нужно самому понимать, что желает от тебя Господь.
Христианство религия творчества, религия не только Сына, но и Третьего Завета от Духа Святого. Но нельзя это мыслить вне церкви. Не говоря о том, что нельзя жить без икон, без молитв. Без исповеди можно жить, если ты молишься.
Если ты что то серьезно сам осознаешь.
Но лучше все таки, исповедаться хоть раз в жизни, но по настоящему. Разумеется я выражаю мое личное мнение, (оно может не совпасть с мнением священников) , так что как честный человек об этом , конечно же, предупреждаю.
Но, и в искус никого , не ввожу, и да будет Господь нам - в помощь.