Автор Esquire Эй Джей Джейкобс приверженец гонзо-журналистики и любит все тестировать на себе. В этот раз он решил посвятить год изучению библии, беседам с иудейскими и христианскими лидерами, знакомству с разными и течениями и, самое главное, соблюдению библейских правил.
В религии — особенно насыщенной ритуалами, как иудаизм или христианство Высокой церкви — есть три ключевые черты невроза навязчивых состояний. Во-первых, повторение (каждый день произносятся одни и те же молитвы, каждую неделю зажигаются свечи). Во-вторых, увлечение систематикой (всему присваивается категория — доброе или злое, священное или мирское). И в-третьих — особенно в иудаизме — фиксация на чистом и нечистом (эквивалент моей [Эй Джей Джейкобса — НЧ] постоянной потребности мыть руки).
Часть 1. Если несерьёзно
Несерьёзного в книге больше. Автор предпочитает писать про шукимы — библейские законы, которые не имеют объяснения. Возможно, во времена написания этих законов были какие-то прецеденты, но сейчас сложно точно установить. Например, шатнез — запрет на ношение одежды из смешанных нитей (лён и шерсть).
Интересно то, что на соблюдение шукимов есть спрос и, соответственно, существуют компании, которые помогут его удовлетворить. Можно вызвать на дом человека, который под микроскопом проверит весь гардероб на наличие смешанных волокон. Или записаться на жертвоприношение капарот. В США зарегистрировано несколько кинопрокатных фирм, которые «стерилизуют» фильмы, вырезая сцены насилия и ругательства (автор не удержался и заказал у них «Убить Билла»). Есть компания, которая занимается селекцией рыжих коров (нужны для обряда очищения). Некоторые люди специально устраивают у себя на балконах голубиные гнёзда, чтобы выполнить правило «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо… то не бери матери вместе с детьми…».
Отдельная тема — продажа сопутствующих товаров (бараний рог «шофар», лампы на оливковом масле, десятиструнные арфы). И отдельная тема — еда (кошерные кузнечики, деревья не моложе 5 лет, ракообразные в трубопроводе).
Часть 2. Если серьёзно
Есть ряд важных вопросов, которыми нельзя не задаться при подобном исследовании:
Какой текст считать каноническим? Дошёл ли до нас весь текст? Кеннет Дэвис в книге «Я мало знаю о Библии» пишет: «На английском существует более трех тысяч версий Библии в целом или в отрывках». Кевин Филипс в работе «Американская теократия» приводит гораздо большее число: семь тысяч.
Можно ли воспринимать библию как письменный закон без руководства устным законом? Караимы, например, отрицают устный закон.
Воспринимать буквально или как метафору? Насколько буквально её воспринимали 1500, 2000 лет назад? Многие раввины утверждают, что правила «око за око» и подобные ему на самом деле подразумевают штраф.
Значения слов со временем могли измениться. Некоторые выражения могли быть фразеологизмами/образами. Как теперь воспринимать эти слова? В традиционном иудаизме существуют четыре уровня интерпретации библии: «“пшат” (буквальный смысл текста), “ремез” (связанные с ним аллюзии), “драш” (наставления, которые можно из него извлечь) и “cод” (его тайный мистический смысл)». Из них образуется акроним «пардес», который означает «фруктовый сад .
Соблюдать ли жертвоприношения, которые можно осуществлять только во Втором Храме (разрушен в 70 г. н.э.)? Самаритяне (да, это племя существует и по сей день) до сих пор практикуют жертвоприношения.
Итоговая оценка
Автор, конечно, всё смешал: и вопросы источников и интерпретации, и личный опыт использования правил, и изучение различных течений и прочее. Я всё-таки за раздельное питание. Было бы интересно прочесть книгу про личное знакомство с различными церквями и общинами (про змеедержцев у автора хорошая глава), отдельную книгу про правила и их соблюдение в современном мире, отдельную книгу-беседу с раввинами и священниками по поводу интерпретации спорных мест. Скорее всего, все эти книги уже написаны.
***
Лонгриды про книги и чтение пишу здесь, на канале «Хочу новую полочку» (подписывайтесь и вот это всё). Про книжный мир, записки и выписки — в телеграм-канале «Абиблиофобия».