Найти тему
HR-tur.Tour

КАК УЧИТЬ ТОЛКОВО. КАК БУДЕМ ОБУЧАТЬ. Часть 1

Книжку прочитал, а информация из нее не работает, - значит, написал шарлатан…

Итак, в предыдущей статье мы обсудили важность точного планирования времени на обучение. Все эти этапы обучающего процесса требуют сил и времени. Попробуй исключить один из этапов – вся работа пойдет «псу под хвост», только потери.

Двигаемся дальше – теперь необходимо определиться со способом обучения.

Мы уже говорили о том, что существует семь методов обучения. Каждому из них соответствует свой уровень эффективности. На диаграмме представлены методы в порядке роста их эффективности:

-2

Разберем каждый их них:

1. Лекция – привычный и минимально эффективный метод обучения, особенно вузовский формат лекции (1.5 часа непрерывного выступления). Задействует только аудиальный канал восприятия информации. Наш мозг отключается от восприятия информации через 7 минут после начала. График активности внимания в ходе прослушивания лекции можно представить в виде синусоиды, где периоды повышения активности в восприятии информации чередуются с периодами спада внимания. И, да, эффективность этого метода обучения составляет 5%. Вывод: результат использования классического варианта лекции не стоит усилий, прилагаемых для ее проведения.

2. Чтение – наиболее доступный каждому желающему развиваться метод. Эффективность чтения как метода обучения в два раза больше чем у лекции. Почему? Все просто – процессом приема информации вы управляете сами. При чтении книги у вас есть возможность прочитывать несколько раз отдельные эпизоды, делать пометки на полях (и в бумажном, и в электронном варианте книги), делать перерывы для восстановления внимания.

3. Просмотр аудио/видео материалов – отличный вариант при необходимости массового обучения, плюс в ходе просмотра задействуются уже два канала восприятия информации (визуальный и аудиальный), что позволяет сохранить внимание в процессе получения информации. И все же, 20% эффективности – это не 100%.

Перечисленные методы обучения работают только на первый уровень усвоения информации – теоретические знания. Именно этим объясняется их столь низкая эффективность. Напомню тему первой статьи – результатом любого эффективного обучения является формирование нового поведения. Когда мы слушаем лектора, читаем книги или просматриваем учебные фильмы, мы приобретаем теоретические знания по теме обучения. Эти знания должны пройти большой путь до формирования навыка, для того чтобы привести к изменению поведения.

Используя перечисленные три метода обучения, мы не управляем процессом усвоения знаний. Следовательно, не можем рассчитывать на большой эффект.

-3

ВЫВОДЫ:

1. Использование лекций, чтения и просмотра учебных фильмов необходимо, если в процессе планирования обучения у персонала выявлен низкий уровень теоретических знаний в профессиональной области.

2. Перечисленные методы не влияют на приобретение новых навыков, а значит, должны использоваться в комплекте с другими методами обучения, о которых читайте в следующей статье.