Если вы, как и я, женщина и родились в 80-е, в вашей юности был безумно популярен “Титаник”. Никаким “Сумеркам” даже не снилось, как его любили! Я же этот прекрасный фильм поняла в полной мере намного позже, став взрослой.
Это история катастрофы? Конечно, хотя если интересует именно катастрофа, есть документальные фильмы, например, вот этот очень хорош:
“Титаник” Кэмерона - история любви? Мне кажется, не совсем. Для меня история любви Джека и Роуз была так себе всегда. “Титаник” - больше история про женщин, про жизнь и жажду жизни.
Как жаль, что мало экранного времени уделили Молли Браун и упростили ее образ: это была не только реально существующая, но и выдающаяся женщина. Она буквально опережала свое время: родилась бедной, искала богатого мужа, но вышла по любви за бедного - а он разбогател; став “новой богатой” (nouveau riche), тут же оседлала волну суфражизма - дико радикального по тем временам течения. Много занималась благотворительностью. Молли менялась так быстро, как менялся безумный мир начала ХХ века - самого бурного в истории.
А такие, как Руфь Дьюитт-Бьюкейтер, обнищавшие аристократы, живущие прошлым, были слишком никчемны и нелепы для ХХ века. Жить самостоятельно они не умели - только паразитировать. Они должны были или измениться и вписаться в новую жизнь, или сгинуть. Меняться они из-за своей косности, блуждания мыслями в прошлом веке и из-за презрения к труду не умели. Поэтому оставалось второе (русский аналог - герои “Вишневого сада” Чехова). Но еще сохранялась ценность брака с аристократкой (пусть и номинальной, бедной), довоенный уклад жизни помогал продлевать их агонию.
А такие, как Роуз и Молли, выжили бы всегда - их можно уничтожить физически, но нельзя сломить их дух. Причем выжили бы они, борясь и работая, а не подличая.
Роуз в начале фильма представляет свою будущую жизнь, как "череду светских раутов, котильонов", не зная, насколько близок конец этого мирка. Наверное, в моменте всегда всем кажется, что нынешний уклад жизни - навсегда (может, всем, кроме пламенных революционеров). Она не революционерка, конечно. Но если бы она вышла за Кэла, все равно ее жизнь неминуемо изменилась бы, не была такой, как она представляет.
Роуз - самодостаточная женщина, и вовсе не потому, что ей никто не нужен. Ни один мужчина (Джек, Хокли, любой другой) не мог стать “ее судьбой”. Она не та барышня, чья судьба решается однажды - в день, когда ей сделают предложение. Роуз - хозяйка своей жизни и творит ее каждый день, пока жива - в одиночку или нет, но сама.
1912 год. До начала Первой мировой войны оставалось всего 2 года. В умах подобных Молли Браун уже вовсю бродили идеи феминизма (а возможно, Роуз тоже кое-что уже читала - почему нет, если она знает Фрейда?). А главное, в Роуз была сила, с которой можно выжить где угодно, и огромная жажда жизни. Она бы развелась, воспользовавшись неизбежным упрощением нравов, которые приносит война. Сняла бы корсет и пошла работать, наплевав на свои аристократические корни. Короче, куколкой для украшения гостиной не была бы точно.
Меня никогда сильно не трогал эпизод, когда умирает Джек. Но как же я люблю момент, когда Роуз видит шлюпку, вырывает свисток изо рта умершего человека и свистит, чтобы ее подобрали! Просто до слез. И когда ее видят и светят фонарем, она продолжает свистеть. Не потому, что она что-то там обещала - она бы в любом случае не сдалась. Сильное переохлаждение вызывает сонливость, безразличие, и она именно с таким видом свистит. Вроде как уже не понимая, видят - не видят. Но все еще не сдается.
Еще мой любимый момент - галерея фото Роуз из ее долгой жизни: образы актрисы, фото у самолета и верхом на коне, как ей обещал Джек. Роуз прожила весь ХХ век, начала с корсетов, застала джинсы, телевидение и вертолеты.
Любила ли она Джека? Любила, конечно, но, тем не менее, потом вышла замуж "за какого-то Кэлверта". В фильме не говорится об этом Кэлверте, кем он был, о жизни с ним. Ничего, кроме того, что у них было двое детей. Не говорится, был ли это брак по расчету, или брак-компромисс, брак по дружбе, раз уж любимый умер, или все-таки новая настоящая любовь. Но я верю в последнее. Потому что понимание, что в жизни может быть и имеет право быть не одна любовь - это нормально, это удел сильных людей. Не все могут, и не все должны всю жизнь хранить верность погибшему любимому: не меньше душевной взрослости нужно, чтобы принять смерть и начать жить заново (мне Джек нравится тем, что он именно это заставил Роуз пообещать ему). Не губить себя, а прожить то, что дал бог, до конца. Вот это на мой взгляд самое главное в фильме.
Почитать еще мои статьи о кино и сериалах: #дсг_кино