Правильно развивается только тот ребенок, который чувствует себя в безопасности. Его потребности в защищенности и безопасности должны быть удовлетворены в первую очередь — сделал когда-то вывод Абрахам Маслоу. Я знаю, у пирамиды потребностей Маслоу есть много противников, и существует куча теорий, ее опровергающих…
Вот только еще пока никто не доказал, что безопасность человеку не нужна. Как взрослому, так и ребенку.
Вот о психологической безопасности мы все, по большей части, предпочитаем молчать. Психологическое насилие желаем оставить за собой как право, причем по умолчанию. И готовы за это даже драться.
Объяснение этому простое: не все мы поголовно, но большинство — его жертвы с раннего возраста. И став взрослыми, пытаемся это компенсировать. На заметку: девяносто процентов комментариев в Дзене оставляют как раз такие компенсаторики, для них это единственный способ поднять собственное значение в собственных глазах. Но это тема для другой публикации, сегодня все-таки о том, что для ребенка важно чувство собственной защищенности.
Понимаете, только сознавая, что дом — его крепость, а семья — поддержка, человек может добиваться успехов в своей деятельности. Путь к успеху это всегда риск сделать ошибку.
И когда ребенок трясется от страха, что за каждую свою ошибку он будет наказан — физически ли, психологически — он равно или поздно приходит к выводу: лучше не рисковать. Лучше не пытаться сделать что-либо самому, ведь инициатива, как известно, наказуема.
Да-да, инициатива — наказуема, это расхожее выражение, которое мы, взрослые, принимаем как само собой разумеющееся. А потом спрашиваем себя — а почему, собственно, сидим на зарплате в двадцать тысяч, когда другие рубят миллионы. И ищем успокоения в мысли “ в России хорошо зарабатывают только воры».
Чушь.
В России, как и во всем мире, зарабатывают те, кто готов рисковать и способен генерировать новые идеи, проекты, слуги. Вот только людей таких во всем мире не так и много (скажите спасибо традиционному, авторитарному, подавляющему воспитанию), а в России, где большая часть населения до сих пор считает лженаукой, их и того меньше.
Мы привыкли растить детей, выделив им крохотное пространство для маневра и окружив их многочисленными запретами, соблюдать которые требуем под страхом наказания. Мы, взрослые, устанавливаем правила и часто переигрываем их на ходу. Мы сами подчас не соблюдаем этим правила.
Вот примитивный пример, ребенка учат, что брать чужое без разрешения владельца — нельзя, и в то же время родители спокойно распоряжаются его вещами. Родители считают это допустимым — ведь ребенок — их, вещи его — куплены ими. Значит, все принадлежит им. В представлении ребенка все не так. Вещи — его. И все. Точка. Значит, родители поступают несправедливо, и маленькое сердечко наполняется возмущением, а выплеснуть его нельзя — ведь за это возмущение он будет наказан.
Или вот другой пример: скандалы, которые родители подчас закатывают из-за оценок. Вместо помощи за неуспех ребенка ждет наказание (и это касается не только школьного обучения, но и любых занятий).
Страх перед взрослыми растет, желание чего-то добиваться — нет, ведь, как уже сказал, успех — это череда преодоленных неудач. В результате из такого ребенка вырастает взрослый, который уже на уровне подсознания боится быть наказанным, у которого нет уверенности в поддержке, а потому — нет уверенности в собственных силах. И который будет всеми силами пытаться компенсировать собственный страх, внушая его другим, тем, кто от него зависит.
Порочный круг психологического насилия, а в результате имеем людей, лишенных стремления к успеху и будущего.