Вторая часть статьи, первая здесь.
2. Компоновка двух и более пятен. Композиция учебного натюрморта.
Когда речь идёт о грамотном размещении в формате листа предметов и пятен, то, пожалуй, также правильным будет говорить об этом на примерах учебного рисунка натюрморта.
Главное, что требуется в компоновке учебного рисунка - соразмерность и уравновешенность.
Соразмерность содержания формату - это соответствия размеров нарисованных предметов размеру листа. Проще говоря, при взгляде на рисунок не должно быть ощущения, что предметам в листе тесно, или им там слишком просторно.
Вот пример гармоничного размещения:
А здесь им явно не достаточно пространства листа:
А в этом рисунке, наоборот, им слишком просторно.
Об уравновешенности уже шла речь в одной из предыдущих статей.
В учебном натюрморте явная неуравновешенность композиции считается существенной ошибкой.
Посмотрим, для наглядности, примеры.
И ещё об одной "мелочи" хотелось бы сказать.
Советую в ваших рисунках с натуры избегать моментов совпадения краёв и "слипания" предметов, касания предметов друг друга в одной точке, неуместной симметрии... Понимаю, что это сказано не совсем понятно, поэтому проиллюстрирую.
Вот примерно таких случайных раздражающих совпадений хотелось бы избегать в композиции. Они делают рисунок более плоским, мешают передать пространство. Хотя, когда рисуешь с натуры, такие вещи бывают часто, виноват ракурс, под которым видна натура. В таком случае стоит либо чуть подвинуться, чтобы убрать ненужное совпадение, либо, что проще, слегка поправить натуру на рисунке. Вот так как-нибудь:
Конечно, оценка композиционного решения, так же, как и, к примеру, цветового, бывает субъективна и в частностях может расходиться у разных людей. Но в целом закономерности сохраняются.
Успехов!