Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Санитарные автомобили, наравне с автобусами, пожарными автомобилями и хлебными фургонами, стали одними из первых специальных автомобилей Советской республики.
На ГАЗе первый санитарный автомобиль был построен на базе ГАЗ-4 – пикап ГАЗ-А. Деревянный каркас кузова «санитарки» снаружи обшивался листовым металлом, изнутри – фанерой. Пассажирское сидение в кабине автомобиля имело откидную спинку, на которую при перевозке больного устанавливались носилки. Медицинский работник располагался рядом с больным, присаживаясь на инструментальный ящик, расположенный по левой стенке фургона.
Санитарный автомобиль на ГАЗ-4 не выпускался серийно, так как не получил одобрения со стороны медиков и военных. В 35-м году по инициативе работников завода был построен санитарный автомобиль с использованием кузова автобуса на грузовом шасси модели ГАЗ-АА. Кабину водителя отделили стенкой от санитарного фургона, в котором обеспечили места крепления носилок и сидения для персонала.
В фургоне можно было расположить четверо носилок с больными. Для персонала было установлено два сидения. Фургон мог обогреваться теплом от проходящей по нему выхлопной трубы. На задней стенке фургона располагалась распашная дверь с одной створкой, через которую заносили носилки с больными, и входил медицинский персонал. В процессе эксплуатации выяснилось, что подвеска грузового автомобиля слишком жёсткая для «санитарки».
По замечаниям военных и медиков конструкция автомобиля была изменена. Основой был ГАЗ-ММ, на который установили мягкую подвеску. В качестве прототипа фургона взяли модернизированный автобусный кузов, обеспечили вентиляцию и обогрев салона, усилили специализацию автомобиля. Результатом работы стал санитарный автомобиль модели ГАЗ-55, который выпускал автобусный цех ГАЗа с 38-го года. Он был изготовлен с учётом требований военных врачей.
Автомобиль мог перевозить четырёх больных на носилках и двух медицинских работников в фургоне. Кроме этого были варианты по перевозке больных на носилках и на сидениях, которые прикреплялись к боковым стенкам фургона и имели откидную конструкцию. На сидениях можно было разместить до 10 человек. При этом на носилках размещали ещё 2-3 человека.
Автомобиль имел специальные ящики для перевозки медикаментов, медицинского инструмента и необходимых для оказания медицинской помощи материалов. Мощность двигателя 50 л.с. позволяла развивать скорость на хорошей дороге до 70 км/час. Улучшенная плавность хода позволяла преодолевать просёлки с меньшими мучениями для больных.
Производство «санитарок» для армии было организовано в Горьком. Для обеспечения гражданских больниц фургоны изготавливали в Казани на автобусном заводе, а также различными предприятиями Москвы. Шасси поступали с ГАЗа. Качество казанских «санитарок» подвергалось критике со стороны эксплуатационников, которым приходилось на месте дорабатывать их под свои нужды.
В московском гараже «Скорой помощи» организовали производство карет скорой помощи на шасси ГАЗ-ММ с «мягкой» подвеской и двумя колёсами на заднем мосту. Он собирался с применением узлов кузова ГАЗ-М1 и получил условное название СП-36 (скорая помощь 36-го года). Автомобиль обслуживал институт Склифосовского.
Несмотря на трудности в производстве и эксплуатации «санитарки» ГАЗ-55 оставались основными перевозчиками раненных на фронтах и средствами оказания первой помощи жителям городов и сёл СССР вплоть до появления после войны ГАЗ-51.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.