Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Как строили специальную технику на базе шасси ГАЗ в СССР. «Санитарки» довоенные.

Автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-55. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Источник: http://www.autogallery.org.ru/k/g/gaz55cp.jpg
Автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-55. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Источник: http://www.autogallery.org.ru/k/g/gaz55cp.jpg

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Санитарные автомобили, наравне с автобусами, пожарными автомобилями и хлебными фургонами, стали одними из первых специальных автомобилей Советской республики.

Автомобиль скорой медпомощи на базе ГАЗ-4. Источник: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2015/10/san_gaz-4-3.jpg
Автомобиль скорой медпомощи на базе ГАЗ-4. Источник: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2015/10/san_gaz-4-3.jpg

На ГАЗе первый санитарный автомобиль был построен на базе ГАЗ-4 – пикап ГАЗ-А. Деревянный каркас кузова «санитарки» снаружи обшивался листовым металлом, изнутри – фанерой. Пассажирское сидение в кабине автомобиля имело откидную спинку, на которую при перевозке больного устанавливались носилки. Медицинский работник располагался рядом с больным, присаживаясь на инструментальный ящик, расположенный по левой стенке фургона.

Санитарный автобус ГАЗ-03-32 на грузовом шасси ГАЗ-АА. Источник: http://carakoom.com/data/blogs/787/31571/image/5922955297.jpg
Санитарный автобус ГАЗ-03-32 на грузовом шасси ГАЗ-АА. Источник: http://carakoom.com/data/blogs/787/31571/image/5922955297.jpg

Санитарный автомобиль на ГАЗ-4 не выпускался серийно, так как не получил одобрения со стороны медиков и военных. В 35-м году по инициативе работников завода был построен санитарный автомобиль с использованием кузова автобуса на грузовом шасси модели ГАЗ-АА. Кабину водителя отделили стенкой от санитарного фургона, в котором обеспечили места крепления носилок и сидения для персонала.

В фургоне можно было расположить четверо носилок с больными. Для персонала было установлено два сидения. Фургон мог обогреваться теплом от проходящей по нему выхлопной трубы. На задней стенке фургона располагалась распашная дверь с одной створкой, через которую заносили носилки с больными, и входил медицинский персонал. В процессе эксплуатации выяснилось, что подвеска грузового автомобиля слишком жёсткая для «санитарки».

Санитарный автомобиль ГАЗ-55 ранних выпусков. Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/11/02/2124407/gallery/auto-004.jpg
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 ранних выпусков. Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/11/02/2124407/gallery/auto-004.jpg

По замечаниям военных и медиков конструкция автомобиля была изменена. Основой был ГАЗ-ММ, на который установили мягкую подвеску. В качестве прототипа фургона взяли модернизированный автобусный кузов, обеспечили вентиляцию и обогрев салона, усилили специализацию автомобиля. Результатом работы стал санитарный автомобиль модели ГАЗ-55, который выпускал автобусный цех ГАЗа с 38-го года. Он был изготовлен с учётом требований военных врачей.

ГАЗ-55. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11449
ГАЗ-55. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11449

Автомобиль мог перевозить четырёх больных на носилках и двух медицинских работников в фургоне. Кроме этого были варианты по перевозке больных на носилках и на сидениях, которые прикреплялись к боковым стенкам фургона и имели откидную конструкцию. На сидениях можно было разместить до 10 человек. При этом на носилках размещали ещё 2-3 человека.

Автомобиль имел специальные ящики для перевозки медикаментов, медицинского инструмента и необходимых для оказания медицинской помощи материалов. Мощность двигателя 50 л.с. позволяла развивать скорость на хорошей дороге до 70 км/час. Улучшенная плавность хода позволяла преодолевать просёлки с меньшими мучениями для больных.

ГАЗ-55. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11449
ГАЗ-55. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил применить автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11449

Производство «санитарок» для армии было организовано в Горьком. Для обеспечения гражданских больниц фургоны изготавливали в Казани на автобусном заводе, а также различными предприятиями Москвы. Шасси поступали с ГАЗа. Качество казанских «санитарок» подвергалось критике со стороны эксплуатационников, которым приходилось на месте дорабатывать их под свои нужды.

В московском гараже «Скорой помощи» организовали производство карет скорой помощи на шасси ГАЗ-ММ с «мягкой» подвеской и двумя колёсами на заднем мосту. Он собирался с применением узлов кузова ГАЗ-М1 и получил условное название СП-36 (скорая помощь 36-го года). Автомобиль обслуживал институт Склифосовского.

СП-36. Источник: https://i08.fotocdn.net/s123/523f2d0bdb26b912/public_pin_l/2817979477.jpg
СП-36. Источник: https://i08.fotocdn.net/s123/523f2d0bdb26b912/public_pin_l/2817979477.jpg

Несмотря на трудности в производстве и эксплуатации «санитарки» ГАЗ-55 оставались основными перевозчиками раненных на фронтах и средствами оказания первой помощи жителям городов и сёл СССР вплоть до появления после войны ГАЗ-51.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.