Здравствуйте, уважаемые читатели. Давно не было на канале обзоров рассказывающих об авторах фантастики. Сегодня поговорим про Александра Громова. Этот писатель, несмотря на веяния моды и тенденции в нашем жанре, пишет в жанре старой доброй Science Fiction. Но, обо все по порядку. Сначала о писателе и его фантастике, потом, традиционный обзор нескольких произведений.
Немного из биографии. Александр Николаевич Громов, коренной москвич, родился в 1958 году. Имеет инженерное образование, окончил Московский энергетический институт. Работал в НИИ космического приборостроения. Увлекается астрономией.
Писать Громов начал во второй половине 80-х годов, а издаваться с началом девяностых. Первая значимая книга (сборник «Мягкая посадка), издана в 1995 году и произвела впечатление на читателей, критиков и издателей. Автор неоднократно удостаивался литературных премий в области фантастики.
Как уже отмечал выше, Громов старается в своих произведениях придерживаться критерия «научности», то есть, в его произведениях фантастические допущения не противоречат современным представлениям допустимости тех или иных явлений природы, развития научно-технического прогресса, социальных явлений и пр.
Иными словами, если мы предполагаем, что в будущем появятся пепелацы с гравицапой, как там – «до чего дошел прогресс», то это научная фантастика. Ну, а если мы фантазируем, что некие остроухие бессмертные, играющие на арфах и одевающиеся в облегающие балахоны «колдонули» и вдруг речка вспенилась и утопила супостатов, то это фэнтэзи. Уж простите, за пример, на тему «теории» фантастической литературы.
Сам же Александр Громов определяет свое творчество как фантастику преимущественно «социальную». То бишь, в его произведениях акцент делается на людей, социум, развитие общественных отношений в тех или иных условиях фантастических допущений. Думаю, лишним будет говорить, но все же, понимаем, что любая такая классификация будет очень условной.
Готовясь к написанию обзора, ознакомился с парой интервью автора. Так, на вопрос, почему же он не пишет в современных популярных направлениях - фэнтэзи и попаданство, Громов отвечал в том ключе, что каждый должен заниматься своим делом. Не нужно в угоду моде писать то, что выйдет хуже, тем более, такой литературы масса. Автор высказывает дельную мысль, что всем понравится невозможно и главное найти своего читателя и работать преимущественно в этом направлении. Громов, не видит ничего плохого в современной российской фантастической литературе, книга должна быть, прежде всего, интересной. Очень понравились его слова об этом, что фантастика, прежде всего жанр развлекательный. Так думаю и аз многорешный.
Роман «Мягкая посадка», 1995 года, представляет собой произведение в жанре апокалиптичной фантастики. Очень жесткая и безисходная вещь.
В ближайшем будущем, человечество сталкивается с целой чередой непреодолимых для развития цивилизации и выживания проблем.
Во-первых, это глобальное похолодание. Климат на Земле резко меняется. В этих условиях происходит падение экономики многих государств, начинаются массовые вооруженные конфликты, когда люди из северных государств, массово стали мигрировать на юг и прочие прелести. За похолоданием пришел ледник.
Но, это еще не все проблемы, которые навалились на человечество. Среди людей вдруг резко возросло количество людей со сниженным интеллектом. Причем, тут дело не в эпидемии или медицине. Речь идет о людях, полностью здоровых и взрослых, которые никогда не были пациентами неврологов и психиатров. Сначала этот парадокс пытались объяснить резким изменением климата.
Дальше, больше, часть тех, у кого наблюдается «поглупение», резко деградировали до состояния животных, теряли речь и разум, сбивались в стаи и их уже нельзя было назвать людьми. Эти существа прекрасно чувствовали себя в холоде и города превратились в опасное место, где обычный человек мог стать жертвой агрессивных двуногих хищников.
Устами одного из героев романа, автор ставит диагноз, если бы проблема у человечества была одна, с ней бы справились. Но, в условиях хаоса и падения государственных институтов, связанных с исходом людей на юг и падением экономики, остановить эпидемию и выявить всех новых существ – «адаптантов» оказалось невозможным. Этим гос. структуры и занимаются, основываются целые резервации для адаптантов. Но, общество неумолимо рушится, государство теряет ресурсы и нить управления и просто разваливается. В стремительно пустеющих городах образуются отряды самообороны. Однако… Катастрофа послужила толчком чего-то нового, возможно, нового витка эволюции, меняются и адаптанты.
На этом фоне автор неумолимо рисует картину трагедии человечества и личной трагедии главного героя. Очень пронзительный, мрачный роман, произведший на меня большое впечатление. Редко такое бывает, что после прочтения произведения современной фантастики, ходишь под впечатлением, в данном случае, слегка в шоке. Конечно, у всех вкусы разные и впечатления от прочитанного. Громов, определенно, мой автор.
Роман «Ватерлиния» 1998 года. По сюжету, в будущем человечество расселилось по Галактике и образовало несколько политических содружеств, которые отчаянно соперничают между собой.
Планета Капля, полностью водный мир без клочка суши, мир безбрежного океана. Стратегическое положение в пространстве, предопределяет интерес к ней сильных мира сего. Земная Федерация, Уния Двенадцати миров и Лига Свободных миров поделили мир воды на зоны влияния с условными границами. Нескончаемые пограничные конфликты, подводные и надводные базы и томящиеся в унылом мире военнослужащие, вот мир людей на Капле. В этих условиях возникают весьма интересные социальные связи и что-то вроде общества, со своими устоями и традициями.
Выпускник военно-морского заведения на Земле, Филипп Альвело, попадает по распределению на службу в этом мире, в то время, когда противоречия между космическими державами ведут к новой масштабной войне на Капле.
Неплохая фантастика в антураже необычного, детально прописанного мира.
На этом все. Читайте фантастику.