Глядя на эту машину, трудно поверить в то, что это – самоделка. Да еще и сделанная кузовщиком – самоучкой. Тем не менее, это факт, «Ласточка» - одна из самых шикарных машин, созданных руками энтузиастов.
«Ласточка» появилась в 1969 году, в городе Новомосковске Днепропетровской области. Павел Семенович Заблуда работал над своей машиной на протяжении десяти лет. Однажды он задался целью сделать уникальную машину, единственную на весь СССР, и это ему, безусловно, удалось, причем несколько раз подряд.
Передняя часть самой первой версии «Ласточки» стилизована под старую-добрую «американскую школу» пятидесятых, с её крыльями – плавниками, и другими вычурными деталями.
В качестве панорамного ветрового стекла эффектно применено заднее от Москвич-408.
Технически машина сделана на базе ЗАЗ-966, силовой агрегат находится сзади, подвеска тоже от «Запорожца». Двухдверный кузов вмещал пять человек.
Машина появляется на улицах Новомосковска и областного центра – Днепропетровска, понемногу растёт её известность.
В 1970-м году Заблуда едет на своей «Ласточке» в Москву, на выставку самодельных машин. Там его детище вызывает заслуженное внимание как обычных посетителей, так и специалистов заводских конструкторских бюро, посещавших подобные выставки. Кстати, именно благодаря этой поездке машина получила техпаспорт.
Получение ПТС и номеров там вообще стало отдельной историей. Дело в том, что в стране всевозможных ограничений было даже ограничение на габариты самодельных машин. Я не знаю, с чем оно связано, но длина самоделок не должна была превышать 3.5 метра.
Машина Павла Заблуды получилась чуть длиннее 4 метров. Местное ГАИ наотрез отказывалось её регистрировать, хотя сами сотрудники тоже восхищались ею, но установленный порядок они нарушить не решились.
Не помогло и обращение к начальнику республиканской ГАИ. Единственное, чего удалось добиться, временных номеров, для поездки на ВДНХ. И вот там Павлу Семеновичу улыбнулась удача.
«Ласточка» впечатлила самого главного «гаишника» СССР. Он даже попросил прокатиться на машине. Поинтересовался между делом, почему нет номеров. Тут-то и выяснилась проблема, которую владелец не мог решить.
Чиновник пообещал помочь, и обещание своё сдержал. По приезду домой Заблуда уже без проблем зарегистрировал свою самоделку у себя в Новомосковске. С тех пор машина становится семейным средством передвижения.
На достигнутом результате талантливый кузовщик – самоучка не остановился и принялся за вторую версию «Ласточки».
Здесь уже кузов – четырёхдверный седан, сделанный в стилистике «европейской школы» дизайна. Передняя оптика квадратная, по последней моде тех лет, ветровое и заднее стекло от «Жигулей». Кстати, стекла взаимозаменяемы. Как на ЗАЗ-965. Вазовская классика узнается и в дверях, но во многом этот кузов оригинален.
Павел Семенович покупал все автомобильные журналы, которые только мог найти в подписке или продаже. От людей, которые время от времени выезжали за пределы «железного занавеса» Заблуде доставалась и европейская автомобильная периодика, поэтому примеров для воплощения своих идей у него была масса. Золотые руки и хорошее чувство стиля помогали воплощать эти идеи в металле.
Компоновка осталась заднемоторной, но двигатель уже стоял от ВАЗ-2101. Машина могла разгоняться до 130 км/час.
Машина участвует в выставках, слётах и автопробегах советских «самавто», приобретает уже всесоюзную известность. Скромный рихтовщик-самоучка так же становится известной личностью, как в кругах простых автолюбителей, так и специалистов отрасли.
Поговаривают, что Павла Заблуду даже приглашали работать в конструкторский отдел Запорожского автозавода, но он отказался. Не знаю, правда это или миф, но если правда, то жаль, что он отказался. Возможно, его стараниями ЗАЗ-968 мог бы стать более красивым.
После рестайлинга машина приобрела, на мой взгляд, самый совершенный вид. Она снова стала «четырёхглазой» вместо хромированных бамперов появились объемные, сделанные из стеклопластика. Техническая часть осталась без изменений.
Трудно поверить, что это – «самавто», согласитесь.
Дальнейшие работы над «Ласточкой» продолжились во второй половине восьмидесятых. Тогда самой модной машиной в СССР стала «Восьмерка», Заблуда провёл рестайлинг, интегрировав переднюю и заднюю оптику от ВАЗ-2108. Бамперы тоже изменились.
Машина стала выглядеть чуть современнее, но, на мой взгляд, утратила свою самобытность. Она стала похожа на типичную европейскую машину. В этом виде она мне напоминает чем-то «Шкоду-120».
Радует, что «Ласточка» уцелела до наших дней, в отличие от большинства советских самоделок. Всё это время она была в семье Заблуды, но в прошлом году была выставлена на продажу. Нынешняя судьба машины мне не известна, надеюсь, она в хороших руках.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм