.
Посмотрел , вчера, по каналу Культура, после интересных рассуждений Дмитрия Быкова о режиссере Хуциеве , принявшего участие в передаче о нем, фильм Конец прекрасной эпохи Станислава Говорухина . Отметил бы, что версия Говорухина намного лучше ,более позднего фильма о Довлатове режиссера Германа Младшего, вероятнее всего вдохновившегося этим фильмом. Лучше, по той банальной причине что Станислав Говорухин, просто лучше как режиссер , или, как человек, хотя бы умеющий продумывать ходы, придумывать всякие неожиданности, и если заварить из историй кашу, то не превратить в кашу все повествование, что скорее получилось у Германа Младшего. Наконец, Говорухин, режиссер, обладающий бОльшим историческим (эпическим) даром, чем Герман Младший, об этом можно судить хотя бы по его фильму Место Встречи изменить нельзя. Он и старше. Правда, все написанное выше можно было свести к одной единственной фразе, что Говорухин лучший мастер. А у лучшего мастера и фильмы лучше. Не всегда эта формула действует, но при сравнении этих двух фильмов, она действует, точно. И это все, что можно было бы сказать, говоря о хорошем. Потому что никаких особенных достоинств , на фоне других, по настоящему лучших фильмов Говорухина я честно говоря не обнаружил. На роль писателя Довлатова (в фильме героя зовут Андрей Лентулов) почему т-о пригласили плейбоя и красавчика, Ивана Колесникова , хотя Довлатов в жизни не был таким уж привлекательным. Он был крупным и ярким, но красивым его не назовешь. Не понимаю, почему Станислав Говорухин пригласил Ивана Колесникова? Что бы сделать из Довлатова экранную поп звезду? Но писатель не может быть поп -звездой,как не может он быть и мужчиной нравящимся женщинам всем подряд . Такой тип мужчины, который сыграл Иван Колесников нравится всем подряд. Почему меня, это несколько покоробило и смутило? Во первых потому , что это придает образу Сергея Довлатова, что -то опереточное, и тем самым, сразу же, снижает ощущение от фильма. Во вторых потому, что , на мой взгляд, в таких вот почти голливудских красавчиках нет никакой глубины, никакой выразительности . Просто, есть такой тип мужской (хотя и женской, тоже) красоты - поверхностной, и невыразительной .
Какой -то сомнительной получилась и сцена в бане, не смотря на весь эстонский колорит нордических, прибалтийских актрис., которые хорошо разнообразили фильм, внесли в него сумятицу и живость, хотя и скорее анекдотическую. Правда в это как -то не верилось, и оставило ощущение если не фальши, то подделки , хотя, и мастеровитой. Однако, нельзя не отметить очень удачные, или смешные места , (особенно действие в роддоме, ) , отдельные правдивые кадры, отдельные типы людей(хотя в целом фильм не оставил ощущения правды) . Тактичной чертой Говорухина, я бы назвал и то, что Говорухин назвал своего героя иначе. Он не назвал его Довлатовым. Да и фильм хотя бы интересный, в отличие от фильма Германа Младшего. Если временами раздражающий, то хотя бы мягко. Станислав Говорухин жалеет своих зрителей. Точнее говоря, Говорухин их, уважает...
Это чувствуется уже по монологам (и диалогам ) героев...