Найти в Дзене
Переулки истории

«Мы подумали, что началась война», — воспоминания очевидцев Ашинской железнодорожной катастрофы

Была ночь, в поезде было очень много детей, которые ехали на отдых.

- «Мне было пять лет тогда», — рассказывала одна из выживших — Взрыв, огонь и страх, мне казалось, что началась война. Если бы не папа, который вытащил нас на улицу через окно поезда, нас бы сейчас не было.»

Ночью с 3 на 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории СССР и России железнодорожная катастрофа.

Это произошло на 1710 километре Транссибирской магистрали.

 Михаил Горбачев на 1710-м километре Транссиба. Фото: архив Юрия Вишни
Михаил Горбачев на 1710-м километре Транссиба. Фото: архив Юрия Вишни

От произошедшего взрыва и пожара погибли более 600 человек, среди них очень много детей.

Выжившие в подробностях вспоминают те события. Страшная трагедия навсегда врезалась в память.

А в то время — весть о трагедии быстро разлетелась по округе и люди выстраивались в очереди, чтобы сдавать кровь для раненых.

Врачи боролись за жизни своих пациентов круглосуточно.

-3

Раненых людей развозили по разным больницам, в ожоговые центры и обычные больницы. Многие погибли спустя время после трагедии — от сильнейших ожогов.

С ужасом люди вспоминают страшный пожар, детей и взрослых с ожогами различной степени тяжести.

Прошло много лет, но став взрослыми, многие из выживших в катастрофе детей со слезами вспоминают ту ночь.

Солдаты, которые участвовали в спасении людей в ту ночь вспоминают, как их подняли ночью по тревоге и привезли к месту трагедии.

«Мы собирали раненых на плащ-палатки, носилок не хватало. Рвали тряпки и обматывали раны. Весь ужас трагедии описать словами невозможно.»

Капающий пластик внутри поезда, гарь, разбитые стекла и жар от огня. «Этот ужас не забыть никогда».

-4

Взрыв был такой страшной силы, что многих погибших даже не нашли.

Расследование катастрофы продолжалось несколько лет.

Причиной взрыва стала утечка из магистрального трубопровода и последующая детонация газо-воздушной смеси от случайной искры в месте, где одновременно проходили два встречных поезда «Адлер-Новосибирск» и «Новосибирск-Адлер».

-5

Сейчас известно, что за несколько часов до трагедии машинист проходящего поезда докладывал о запахе газа, но как часто бывает с этой проблемой решили разобраться позже.

Также трагедии способствовало то, что трубопровод пролегал слишком близко к железной дороге.

На 1710 километре Транссибирской магистрали сейчас установлен мемориал жертвам Ашинской катастрофы.

-6

Ежегодно к нему съезжаются люди, чью жизнь та летняя ночь разделила на две части — до катастрофы и после.

Казалось бы, такая трагедия должна была стать уроком о том, что бывает из-за человеческой халатности. Но время показывает, что человеческая халатность бесконечна.

Участники тех событий, родственники погибших очень хотят, чтобы боль, которую они пережили, больше никто не испытывал никогда.