Сегодня "Однажды в Америке" - классика, бесспорный шедевр Серджо Леоне, один из лучших гангстерских фильмов всех времен и вообще эталонное произведение. Легендарный саундтрек Эннио Морриконе расходится миллионами записей по всему миру, хрестоматийные кадры из фильма вставляют в рамки и продают в виде постеров. О Леоне написаны сотни статей и книг.
А ведь легендарная гангстерская сага была фильмом "трудной судьбы". Продюсер Арнон Милчан, вкладывая деньги в амбициозный проект Леоне, рассчитывал получить кассовый боевик, поскольку в активе режиссера числились сверхприбыльные "спагетти-вестерны".
Для самого Леоне "Однажды в Америке" был проектом жизни, о котором он мечтал много лет и даже отказался от режиссерского кресла "Крестного отца". Сложная история охватывает три временных пласта - начало криминальной карьеры юных правонарушителей в 1918 году, расцвет бутлегерства времен Великой Депрессии и Америка 60-х. Леоне виртуозно выстроил временную структуру эпического фильма. Возвращаясь в Нью-Йорк после 30 лет в бегах, постаревший герой Де Ниро (Лапша) вспоминает молодость, встречает уцелевших друзей и ищет ответы на вопросы, которые мучают его всю жизнь. Действие из современности переносится в далекие времена, перед Лапшой как живые встают его мертвые друзья и враги.
Леоне привлек к работе над своим opus magnum лучшие силы. В итоге - потрясающе и масштабно воссозданная атмосфера трех эпох Нью-Йорка, роскошные костюмы и декорации, филигранно подобранные исполнители ролей, в том числе детей и взрослых в одних и тех же ролях. Словом, настоящая грандиозная сага о дружбе и предательстве.
И тут происходит катастрофа. На просмотре продюсер нервничает - он ожидал коммерческий боевик, а получил "fu*king arthouse". Американец теряется в ходе фильма.
И, наконец, на знаменитой сцене, когда бесконечно долго звонит телефон, тот роковой трезвон, вечно напоминающий Лапше о его предательстве, продюсер начинает считать звонки. Насчитав больше двух десятков, он чертыхается и прерывает просмотр.
Дальше случилась катастрофа - продюсер взял дело в свои руки, укоротил фильм почти в 2 раза и перемонтировал в прямом порядке. Короткий монтаж помог бы устроить больше сеансов и продать больше попкорна...
"Кастрированная" версия громко провалилась в прокате. Откройте любой video-movie guide или энциклопедию - все признают фильм шедевром и строго рекомендуют избегать американский прокатный вариант.
По счастью, сохранились "длинные" версии, которые получили высшее признание от коллег по цеху и ценителей кино. С тех пор "Однажды в Америке" стал культовой классикой, издавался во всем мире на всех носителях, постоянно показывался в кинотеатрах и давно не раз окупился.
Жаль только, что Серджо Леоне больше не снял ни одного фильма и умер в 1989 году в совсем еще не почтенном возрасте 60 лет.