Здравствуйте дорогие друзья! Недавно мне довелось общаться с интересным человеком. Он доктор философии, уважаемый и авторитетный человек. Так вышло, что тема нашей беседы вскользь коснулась соотношения бизнеса и морали. Я высказал предположение, что вещи эти вряд ли совместимы. Он был слегка удивлён моим суждениям. Как человек, изучавший вопросы нравственности и морали с точки зрения философии, он имел об этом чёткие представления. Понятия бизнес в его «чёрном списке» не значилось. Однако он заколебался. Как умный человек он не стал вступать в спор, и задумался. Я же, имевший последние семь лет прямое отношение к бизнесу, но не размышлявший о его моральной составляющей, задумался ещё больше. И вот что у меня получилось.
Сначала необходимо определиться с терминологией. Понятие бизнес подразумевает деятельность, направленную на получение прибыли. Конечным итогом этой деятельности является, в первую очередь, материальная выгода бенефициаров, т.е. выгодоприобретателей. Под понятием мораль мы будим подразумевать христианскую мораль, основанную на принципах гуманизма, ценности человеческой личности и православных канонах, так как живём мы, всё-таки, в православной стране и других нравственных ориентиров у нас нет.
Итак, на первый взгляд всё замечательно. Что может быть плохого в том, что некий человек, предприниматель, своим талантом и энергией создал предприятие. Он производит нужную людям продукцию или услуги, создаёт рабочие места, пополняет государственный бюджет налогами. Традиционно, уважающий себя бизнес участвует в благотворительности, создает различные фонды, поддерживает социально значимые проекты государства. Без бизнеса невозможно развитие экономики, а, следовательно, от него зависит благосостояние граждан, независимость и процветание государства. Казалось бы, что тут ещё можно обсуждать. Молиться нам надо на коммерсантов и ходить по праздникам крестным ходом вокруг башни Газпрома.
Но есть ещё и другая сторона медали. Есть обманутые дольщики, серые зарплаты, некачественные товары, безработица, «купленные» государственные контракты по которым поставляется низкосортный товар за огромные деньги. Работая с государственным заказчиком, бизнес занимается надувательством повсеместно, от «Роскосмоса» до последнего детского сада. Недобросовестная конкуренция, рейдерские захваты, подкуп чиновников, тотальное нарушение трудового законодательства - всё это явления присущие исключительно бизнесу. Вред обществу от этого колоссален. Так совместим ли бизнес с моралью и можно ли вести его абсолютно честно? Я думаю, что ответ надо искать в самой сути бизнеса. А суть бизнеса заключается в его развитии. В постоянном увеличении прибыли владельцев. Предприятие, которое не развивается и не растёт, как минимум нельзя считать успешным и скорее всего оно со временем будет «съедено» конкурентами. Здесь лучший способ защиты – нападение, лучший способ выживания – рост. Вы встречали хоть одного предпринимателя, который не хочет развития своего бизнеса, потому что считает, что заработал достаточно? Для достижения роста прибыли хороши все средства. Начнём с самого безобидного. Представьте себе, что по каким-то не зависящим от Вас причинам спрос на ваш товар резко подскочил. Не потому что товар такой замечательный, а в силу внешних обстоятельств. Ну, например, рядом с Вашим магазином построили огромный жилой комплекс и для новых жильцов Вы пока единственный магазин в шаговой доступности. К Вам выстроилась очередь. Что нужно сделать? Открыть второй магазин? Нет. Это долго и требует затрат, да и спрос завтра может опять упасть. Нужно обрадоваться и поднять цены процентов на 10-15. Вот Вам деньги из ничего, просто из обстоятельств. Вы скажете, что это просто законы рынка, и воспользоваться обстоятельствами это нормально. С точки зрения развития бизнеса нормально. Но полученные таким образом Вами деньги не являются эквивалентом совершённого труда. Следовательно, мы имеем дело с процессом, в котором для выживания требуется постоянное увеличение прибыли и эти средства совершенно не обязательно должны быть эквивалентом труда, а могут быть получены в силу различных иных обстоятельств. Таким образом, как только нарушается жёсткая привязка труда и прибыли, мы открываем «ящик Пандоры». Дальше можно всё, главное остаться в рамках уголовного кодекса. Вот наш процесс и превратился в добывания денег почти любой ценой. Ведь если житель Узбекистана будет делать ту же самую работу в два раза дешевле Россиянина, значит, последнего нужно уволить. Мы же не совершаем ни чего противозаконного. Наша цель увеличение прибыли, и мы просто воспользовались обстоятельствами, Узбек оказался дешевле. Отсутствие морали изначально заложено в самом принципе построения бизнеса. Мораль подразумевает любовь к человеку. Бизнес – холодный расчёт (ни чего личного, только бизнес). Мораль приветствует скромность. Бизнесу для развития нужна алчность. Его суть изначально заключена в постоянном и чрезмерном обогащении. А все пожертвования бизнеса на больницы, приюты и музеи, нужны в первую очередь самому бизнесу для создания позитивного имиджа. Ведь ни одно злодеяние в истории не совершалось именно как злодеяние, всегда присутствует ширма из добродетельной демагогии. А Вы как считаете? Мне интересно Ваше мнение, оставляйте коментарии, делитесь своими мыслями, подписывайтесь на канал.