Найти тему

Обзор выставки "Братья Морозовы.Великие русские коллекционеры"в Главном штабе

В Главном Штабе сейчас проходит выставка Братья Морозовы.Великие русские коллекционеры.

Теперь вам не нужно ехать в Москву, чтобы увидеть работы Пикассо и Гогена из ГМИИ. К нам в северную столицу привезли 31 картину из ГМИИ и добавили к ним 109 картин из Государственного Эрмитажа.

Но некоторые картины наоборот, уехали в Москву, так как параллельно с вставкой братьев Морозовых в Москве открылась выставка памяти Сергея Щукина - 60 картин из Эрмитажа уехали в ГМИИ.

Выставка проходит на 4 этаже и собирает толпы туристов и жителей города, будьте готовы к очередям на входе и прощанию с бутылочками воды - ее нельзя пронести с собой.

План 4 этажа здания Главного штаба
План 4 этажа здания Главного штаба

Если вы потеряли Танец Матисса - он тоже уехал в Москву.

Выставку я обошла за полтора часа, мне повезло, прошла утром, когда около картин было немного посетителей. Если будет больше туристов - увеличивайте время обхода экспозиции примерно на полчаса, чтобы подойти ближе к главным картинам придётся немного подождать.

-3

Портрет Ивана Абрамовича Морозова. Валентин Серов. 1910 год.

Иван и Михаил Морозовы - известные в русской истории меценаты и одни из богатейших людей начала 20 века. Семье Морозовых принадлежала Тверская мануфактура, в годы Первой Мировой войны семья Морозовых по госзаказу производила сукно, благодаря чему утроила свой капитал.

Оба брата покупали в Европе работы молодых европейских художников, не пропуская выставки Салона и выставки независимых художников в Париже. Благодаря братьям Морозовым в России остались работы Матисса, Сезанна, Моне, Пикассо, Ренуара, Гогена и других художников.

Известно с точностью, во сколько Ивану Морозову после смерти брата обошлась западная часть коллекции: 1.410.665 франков (1 рубль = сорок франков).

В 1918 году коллекция в доме Морозова была национализирована, Иван Морозов назначен ее хранителем.

Затем после потери фабрик и национализации коллекции Морозов уезжает в Париж, в 1921 году он умирает от сердечной болезни.

С искусством каких эпох познакомимся на выставке? С европейской живописью 1880-1940х годов.

Какие направления в живописи увидим?

  • Импрессионизм
  • Постимпрессионизм
  • Кубизм

Расположение картин в залах не предполагает один зал - один автор. Проходя по выставке вы будете несколько раз видеть работы одного и того же художника.

Из двух огромных бонусов выставки - одна картина Эдварда Мунка и реконструкция Музыкального салона из особняка Морозовых с живописью Мориса Дени, воплощенная благодаря фонду LVMH и Бернару Арно. Ниже видео с открытия выставки с официального канала Государственного Эрмитажа.

Радует , что кураторы выставки адаптировали помещение под интерьер особняка и показали нам эту красоту.

Реконструкция Музыкального салона из особняка Морозовых с живописью Мориса Дени
Реконструкция Музыкального салона из особняка Морозовых с живописью Мориса Дени

Морис Дени — серия панно «История Психеи», 1909 год, Государственный Эрмитаж
Морис Дени — серия панно «История Психеи», 1909 год, Государственный Эрмитаж

Остановлюсь на самых знаковых полотнах и в конце на тех, что я впервые открыла для себя и хочу показать вам.

Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту) Эдвард Мунк
Живопись, 1903, 86×75 см
Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту) Эдвард Мунк Живопись, 1903, 86×75 см

Одна из вариаций картины была продана на аукционе Sotheby's за 54 миллиона долларов и стала второй самой дорогой картиной норвежца, после «Крика», разумеется.

Единственная картинка Мунка на выставке.

Пабло Пикассо Девочка на шаре. 1905 Холст, Масло. 147 × 95 см
Пушкинский музей, Москва
Пабло Пикассо Девочка на шаре. 1905 Холст, Масло. 147 × 95 см Пушкинский музей, Москва

Жительница московского музея - картина "Девочка на шаре" из голубого периода творчества Пикассо. Мои знакомые спросили, зачем там белая лошадь и что она значит - ведь это центр смысловой композиции - но я так и не нашла ответ до сегодняшнего дня, продолжаю поиски)

-8

Из работ Пикассо, когда он обратился к аналитическому кубизму - "Портрет Амбруаза Воллара», 1910 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Коротко об идее аналитического кубзма: "Поиски Пикассо были основаны на его убеждении, что живопись способна на большее, чем просто показывать то, что видит глаз. Должен быть способ, как показать мир таким, каков он есть "на самом деле". Надо писать "не то, что вижу, а то, что знаю". Показывать не - видимое, но - сущее".

Поразили своим светом и цветом работы Анри Матисса.

Марокканский триптих (Зора на террасе)  1912–1913 годы ГМИИ им.А.С.Пушкина
Марокканский триптих (Зора на террасе) 1912–1913 годы ГМИИ им.А.С.Пушкина

Ниже три картины Марокканского триптиха

Анри Матисс. «Вид из окна. Танжер»
Анри Матисс. «Вид из окна. Танжер»

Анри Матисс. «Вход в касбу»
Анри Матисс. «Вход в касбу»
Анри Матисс. «Марокканский триптих» («Зора на террасе»)
Анри Матисс. «Марокканский триптих» («Зора на террасе»)

Триптих может быть истолкован и как обобщенный, философский образ арабского Востока, и как три времени суток: утро, день, вечер. Объединяющим началом всех работ триптиха является синий цвет, по-разному обыгрываемый в каждом произведении.

В картине «Вид из окна. Танжер» открывается уголок старого арабского города с англиканским собором Святого Петра. Матисс передает синим цветом и южное утреннее небо, и глубокие тени, отбрасываемые деревьями, и прохладу интерьера. Поглощая все увиденные художником подробности, синий цвет поэтизирует реальный мотив, передает атмосферу пряного Востока.

Воссоединились два портрета прекрасной актрисы Жанны Самари Огюста Ренуара.

Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878 год, Государственный Эрмитаж
Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878 год, Государственный Эрмитаж
Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Из тех мастеров, что не на слуху - работа Жоржа Мансана Писарро "Зебры на водопое" ок.1906г.

-15

Картина экспонируется не под ярким светом, меня привлекли зебры и оранжевый платок девушки, без применения современных акриловых красок они светятся словно по-настоящему.

Вид с 4 этажа Глвного штаба на дома Милионной улицы
Вид с 4 этажа Глвного штаба на дома Милионной улицы

Ну и любопытная надпись, которая не совсем относится к выставке, но живет на крыше домов по улице Милионной.

В завершении расписание экускурсий и стоимость билетов:

Экскурсии по выставке (с 28 июня)
По четвергам, субботам и воскресеньям – в 14.45.
По средам и пятницам – в 18.30 и 19.00.

Стоимость дополнительного экскурсионного билета – 250 рублей.
Билеты можно приобрести в день встречи в кассах Главного штаба.
Сбор группы в Атриуме Главного штаба.

Дополнительные часы работы выставки:

вторник, четверг и суббота с 18.15 до 21.00.

Входные билеты приобретаются в кассе Главного штаба в день посещения выставки с 18.00 до 20.30 и действуют в день приобретения. Билет дает право посещения только данной выставки.

Стоимость билета – 300 рублей (без льгот).

Посещение выставки в часы работы музея – по входному билету в музей (дополнительный билет на выставку не требуется).