Про Владимира Карачевского, возглавившего «Беларусьфильм» в марте 2018 года, говорят и пишут в государственных СМИ примерно следующее: крепкий менеджер, сумевший за несколько лет поднять с колен театр белорусской драматургии, к назначению на главную киностудию страны подошел соответственно. С бизнес-планами, готовыми сметами и идеями.
О том, что из этого в общем и целом получилось сегодня, мы и поговорили с Владимиром Михайловичем.
Самый крупный национальный кинопроект
— Владимир Михайлович, насколько нам известно, придя на киностудию в качестве гендиректора, вы поставили план-минимум: 6 полнометражных фильмов в год. И в 2019 году на «Беларусьфильме» реализуется как раз 6 больших проектов. Давайте поговорим о них — для начала.
— В первую очередь, стоит сказать о самом крупном, национальном фильме — «Купала». Его съёмки начались в 2018 году. Завершить работу планируем осенью этого года. Сейчас завершаем весь съемочный цикл.
Потребуется три дня для проведения натурных съемок. Далее уже дело техники, как говорится — монтаж, обработка, озвучка…
Снимали фильм в Москве и Вильнюсе, в самых разных местах Беларуси. В Минске, разумеется. В столице получились удивительно красивые эпизоды, на мой взгляд: в Лошицком парке и Лошицкой усадьбе, в Купаловском театре…
Возле ратуши, к примеру, снимали целый день, при температуре порядка минус двадцати градусов. Что характерно, никто ни разу не пожаловался на неудобства. Абсолютно всем участникам процесса было интересно, и ни на что постороннее они просто не обращали внимания.
— Кстати, когда фильм увидит массовый белорусский зритель?
— Понимаете, тут все не так просто… В декабре 2019-го, на День белорусского кино, мы собираемся представить готовый фильм, но сделать это пока в режиме «закрытого показа»: для узкого круга общественности, прессы в том числе.
А потом хотелось бы показать его на крупнейших кинофестивалях.
В общем, для начала планируем подарить фильму уникальную фестивальную историю. Есть определённые законы для проектов такого масштаба, которым мы и хотим следовать.
— Это все же полнометражная кинолента для кинотеатра или мини-сериал для ТВ?
— И то, и другое. Будет вариант «полного метра», продолжительностью примерно 2 часа. Плюс ко всему обязательно появится четырехсерийная телеверсия. Материала, и весьма достойного, снято очень много. Съемочная группа сейчас сражается буквально за каждый кадр. (смеется — РЕД).
Уже сейчас планируем представить фильм на кинорынке и кинофоруме Санкт-Петербурга. И это в какой-то степени символично.
— Это еще почему?
— Киностудия «Советская Белоруссия» (ныне «Беларусьфильм») в 1924 году создавалась в Ленинграде, как своеобразный творческий филиал «Ленфильма». И первый масштабный белорусский фильм 95 лет назад создавался именно городе на Неве. Вот такая может получиться красивая закольцовка. (улыбается — РЕД.).
А вообще, у нас имеются очень серьезные планы продвижения «Купалы», порой нетипичные для белорусского кино.
Во всяком случае, в конкурсные программы крупнейших мировых кинофорумов мы с ним постараемся попасть как можно быстрее.
— И все же, в чем, на ваш взгляд, уникальность этого кино, о которой говорят уже сегодня?
— В нем естественно и удивительно гармонично звучат русский, белорусский, польский, литовский язык.
С одной стороны, все делается для того, чтобы обеспечить ему международную историю и признание.
В то же время это — глубоко свой, национальный проект. В нем будет много поэзии, оригинально и в то же время без отхода от истины окажутся «обыграны» основные жизненные вехи нашего литературного гения.
Но на эту тему я могу говорить слишком долго, а жанр интервью многословия на одну тему не предполагает. Не так ли? (смеется — РЕД.).
— Тогда вот вам вопрос с «желтизной», абсолютно «жанровый». Создатели фильма расскажут, кто же в итоге убил Янку Купалу, или будут придерживаться официальной версии с несчастным случаем?
— Чёткого ответа на такой вопрос вы в нашем фильме не найдёте. Я вам могу ответить, пожалуй, словами героя Тома Круза из фильма «Последний самурай». Он там говорит примерно так: «Я не скажу вам о том, как он умер. А лучше расскажу о том, как он жил».
— То есть поэт у вас вечно живым остаётся?
— Нет, Купала в фильме погибает. Но какой-то чёткой версии, как именно это все произошло, у нас вы не найдете.
— Почему, это же реально интересно массовому зрителю?
— Знаете, вот был талантливый телесериал «Есенин»… Там авторы очень хотели показать, как великого русского поэта убивают «чекисты-инородцы». И этот эпизод получился в итоге самым слабым местом, хоть и придавшим кино скандальности.
Мы на такой ход сознательно не пошли. А сделали ставку на добротное, биографическое, очень красивое, душевное и духовное кино.
Еще я уже сейчас могу сказать о прекрасных актерских работах.
Великолепный получился ансамбль.
Благодаря этому, в том числе, «Купала» имеет все шансы на то, чтобы стать фильмом-событием.
Я никогда не видел такого отношения киногруппы к проекту. При этом внимание общества к фильму очень пристальное, задолго до выхода его на экраны.
И Владимир Янковский — главный режиссер фильма — понимает, какая на всех нас лежит ответственность.
Повторюсь, это первый масштабный национальный кинопроект. Таких фильмов-событий за последние 25 лет фактически не было в стране. И у нас есть серьезный шанс…
— А в чем он, этот шанс?
— Да хотя бы в том, чтобы удивить, поразить, вдохновить и порадовать нашего зрителя своим, а не российским, не американским, не бразильским и иным зарубежным продуктом.
Знаете, что еще мне представляется ценным… С одной стороны, мы стараемся придерживаться исторической достоверности. В то же время в фильме будет масса оригинальных художественных моментов, а также чисто игровых. Плюс отличные костюмы, невероятный грим.
— Вы обмолвились по поводу уникальности актёрского ансамбля…
— Да, тут есть смысл поговорить отдельно. И начинать стоит с актера Николая Шестака. Это театральный актер из Риги. Кстати, у него — белорусские корни, по отцу. И при этом Николай внешне удивительно похож… на молодого Купалу.
А по итогам знакомства с возможностями этого артиста было принято принципиальное решение: поэта уже в «сталым узросце» сыграет также Шестак.
Для решения этой задачи специальный грим приходилось покупать в Москве. Сотрудничали по данному вопросу с теми же блестящими специалистами, которые работали над картиной «Высоцкий. Спасибо, что живой». Результат пока превосходит самые смелые ожидания.
Когда я впервые увидел рабочие кадры с загримированным под немолодого уже Купалу артистом Шестаком…. Знаете, мурашки по спине бегут от подобного, удивительного зрелища. Такое ощущение, что это — оригинальные документальные съёмки, которые каким-то чудом оказались в нашем распоряжении.
На экране живет, говорит, размышляет и «горит» Купала — тот самый, которого мы знаем по классическим портретам, абсолютно узнаваемый человек.
Наш ответ «Гардемаринам»
— Владимир Михайлович, давайте теперь подведем итоги по основному творческому блоку, заглядывая в будущее. С фильмом «Купала» все более-менее понятно. Но вы изначально говорили про другие большие кинопроекты.
— Да, давайте о них по порядку…
В данный момент идёт плотная работа над фильмом по романам Людмилы Рублевской под названием «Авантюры Прантиша Вырвича». Это — исторический фильм, 17-й век, наш своеобразный ответ «Гардемаринам».
Много костюмов, красочные сцены, выигрышный сюжет…
В ходе съемок много говорили про знаменитый деревянный танк конструкции Леонардо да Винчи, который мы специально построили для этого кино.
К примеру, новостной ролик на данную тему появился в начале апреля в новостях на Первом канале (РФ). Что ж, приятно. Это — дополнительная реклама.
Основные съёмки проходили в Лиде. Там были активно задействованы каскадеры, поскольку сами сюжет подразумевает много серьезных боев.
Сами съёмки продлятся до середины лета. Планируем, что осенью этого года фильм будет готов.
А в начале 2020 хотим отдать его в прокат.
Нужно будет подготовить две версии: полный метр для кинотеатров, а также — 4 серии для телеаудитории. В общем, тут все достаточно стандартно, если говорить о формате масштабного национального проекта. А данный фильм к нему также относится.
«Цветите, юные»
— Владимир Михайлович, осенью у нас должен появиться первый отечественный молодёжный ситком (ситуационная комедия) «Иллюзии». Не так ли?
— Совершенно верно. В «Иллюзиях» играют молодые актёры, которые по большей части учатся в нашей Академии искусств, либо только-только вылетели из этой «Альма Матер» и ещё не оперились.
В общем, совершенно новые, интересные лица. Но при этом снимает фильм достаточно известный, маститый кинорежиссер Иван Павлов.
А еще в этом проекте очень много свежей, молодой музыки…
— В каком смысле?
— В рамках ситкома так или иначе появляются 20 белорусских групп, пока неизвестных широкому кругу зрителей. Мне кажется, это должно быть любопытно. К тому же ребята получат возможность использовать кадры из фильма со своим участием для создания музыкальных клипов.
Надеюсь, кто-то из них с нашей помощью получит пропуск в серьезную творческую жизнь.
«О подвигах, о доблести, о славе»
— А что за новый фильм «Судьба диверсанта», про который тоже начинают говорить, как о будущем событии на кинорынке Беларуси и России — как минимум?
— Это весьма интересный и важный для нас проект. Сценарий для него создавался на основе реальных событий: истории одного подпольщика, который работал в Осиповичах, где им была совершена одна из крупнейших диверсий в годы Второй мировой.
— И что за диверсия такая?
— На самом деле, мы имеем дело с незаслуженно забытой драмой весьма масштабного уровня. Суть вкратце такова.
Под носом у немцев в ночь на 30 июля 1943 года были взорваны 4 эшелона с техникой и живой силой, которые направлялись на фронт. Произошло все это прямо на крупном железнодорожном узле Беларуси — в Осиповичах. Сгорели 63 вагона со снарядами, авиабомбами, танками и т.д. Огонь бушевал более свыше 10 часов.
Кстати, подпольщик Федор Крылович, который провел эту операцию, не дождался признания своих заслуг при жизни. После войны он работал старшим электромонтером… на станции Осиповичи. И наше кино — это еще повод отдать дань памяти незаслуженно забытому в широких общественных кругах герою.
— А каким оно будет, это кино, хотя бы в общих чертах?
— Художественный фильм, посвященный подвигу этого человека, снимает не нуждающийся в моем представлении Дмитрий Астрахан.
Предполагается участие в данном проекте российских инвесторов. Мы ждём также партнёрства со стороны Минкульта России.
В фильме задействованы знаменитые российские актёры, достаточно назвать Андрея Смолякова и Александра Семчева. Надеюсь, осенью он будет полностью снят.
Уже сейчас мы решаем вопрос, как будем его «прокатывать». То ли одновременно в двух наших странах, то ли — по отдельности.
Если придем к решению одновременного показа, то он выйдет на большие экраны России и Беларуси 9 мая 2020 года — к 75-летию Великой Победы.
— Военная тема по-прежнему близка «Беларусьфильму»?
— Да, именно так. Неслучайно и то, что сейчас готовится к съемкам вторая часть телесериала «Следы апостолов».
Первая, созданная еще в 2013 году, стала успешным, окупившим себя проектом. Фильм приобрели серьезные российские партнёры.
Сейчас по этим же принципам будет вестись работа над второй его частью, с участием негосударственных продюсеров, но и с поддержкой государства в лице Минкульта.
Самое-самое разное
— Что бы вы еще отметили наиболее интересного из того, что происходит, происходило или произойдет на киностудии в ближайшее время?
— С марта в прокате идет наш полнометражный фильм «Чёрный пёс», созданный совместно с одной частной компанией по романам Николая Чергинца. Данный фильм был приобретен телеканалом НТВ.
Плюс 9 мая в свет вышел молодёжный альманах «Война. Остаться человеком». Это — 4 новеллы, которые снимали молодые режиссеры.
Мы практикуем такую стратегию на протяжении последних двух лет: даём возможность молодёжи пробовать себя в небольших форматах, типа альманаха. В итоге становится очень быстро понятно, кто из них на что способен.
— И что дальше?
— Дальше будем лучших из них подводить к съемкам большого кино, давая им возможность заявить о себе уже сейчас.
В альманахе «Война. Остаться человеком», к примеру, прекрасно проявил себя Митрий Семёнов-Алейников. У него уже есть фильм «Франка», который завоевал различные награды на международных фестивалях. В общем, хорошо стартует парень, многообещающе.
Неслучайно его короткометражки буквально «с руками» отрывают для зарубежных фестивалей короткометражного кино.
— Насколько мне известно, в прошлом году «Беларусьфильм» также вошел в серьезный международный проект под названием «Уроки персидского», посвященный теме холокоста…
— Совершенно верно. Проект сопровождают очень крупные иностранные продюсеры. Его презентация прошла на Берлинском кинорынке. Фильм на сегодняшний момент приобрели порядка 30 стран мира.
— А какова здесь наша роль?
— Достаточно сказать, что большая часть съёмок проходила в Беларуси. В Бобруйской крепости, других регионах…
— Мы будем заканчивать этот смысловой блок, поскольку число названных вами больших проектов уже явно перевалило за 6 или что-то еще есть смысл подчеркнуть?
— Да, есть. С компанией Star media, одним из крупнейших российских кинопроизводителей, планируем сделать телесериал «Фаина», посвящённый Фаине Раневской. Есть предварительная договорённость о покупке его Первым каналом РФ. Для нас это может быть хорошей школой на будущее.
Белорусам ведь очень даже есть про кого рассказывать в формате телесаг, но пока не хватает опыта.
Хотим поддержать с помощью такого серьезного проекта доброе имя киностудии — с одной стороны, и в то же время доказать свою работоспособность и актуальность в нынешних условиях, плюс готовность к новому сотрудничеству.
— Что это может быть за новое сотрудничество?
—У нас есть абсолютно реальная идея… С одним из ведущих украинских телеканалов сделать совместный проект — в формате так называемой копродукции.
Кроме того, в активной фазе — работа с китайскими коллегами. Мы обратились в «Великий камень», они — к своим инвесторам. Сейчас предметно решается вопрос финансирования фильма. Отобраны основные темы и предложения для сценарной группы.
— И что в итоге?
— Есть надежда в итоге сделать серьезный художественный белорусско-китайский проект, причем «Беларусьфильм» в нем будет задействован весьма и весьма серьезно. Но не хотелось бы раскрывать все карты до того, как будут подписаны соответствующие документы, позволяющие перейти от намерений к реальной работе.
То же самое могу сказать и о проекте с Индией. Дождемся подписанных документов и начала съемочного процесса — тогда и поговорим.
«Финансы и поющие романсы»
— Владимир Михайлович, вы говорите об интересе со стороны зарубежных партнёров. Но насколько известно, многие наши проекты заканчиваются на уровне предварительных разговоров. И получается «бриллиантовый дым в дворницкой», как у Ильфа и Петрова. Основная причина специалистам известна. Потенциальные заказчики не получают в Беларуси пресловутого «кэшбэка» — возврата определенного процента от суммы, потраченной на кинопроизводство... И едут снимать кино в условные Литву, Польшу или Латвию. Разве не так?
— По большому счету, вы правильно ставите вопрос. При этом мы изучаем соответствующий зарубежный опыт. Но видите ли что… Когда я пришёл на киностудию в марте 2018 года, то определил для себя следующую стратегию: не стоит делать резких движений, нужно разобраться для начала с основными вопросами работы на внутреннем и внешнем рынках. Так сказать, уже имеющимися.
На мой взгляд, нам необходимо изменить отношение к Беларуси у иностранцев — в том числе в части привлекательности кинопроизводства. И в то же время важно сделать так, чтобы к нашему кино изменилось отношение у белорусских зрителей. Не нужно смотреть на нашу работу свысока. Это — неправильно, мягко говоря.
Мы подготовили развёрнутое предложение, которое будет рассматривается на уровне Правительства. И у меня есть надежда на весьма серьёзные реформы на кинорынке Беларуси.
— А можно поконкретнее?
— Да куда уж конкретнее. Смотрите. Ко мне регулярно приезжают представители иностранных компаний. Они ездят по Беларуси, смотрят, оценивают, цокают языком, а потом говорят: «Отличная страна. Мы готовы сделать отдельные объекты хоть сейчас постоянной съёмочной площадкой. Но что мы за это будем иметь?».
Мы со своей стороны придумываем оригинальную программу бонусов. Но это — тема для отдельного разговора.
Что касается упомянутого вами «кэшбэка», который во всем мире называется системой возврата «ребейт»… Да, в мире это работает, и довольно неплохо. Кинопроизводитель, приехавший на территорию страны, где данная система узаконена, может вернуть от 15 до 60% затраченных на весь процесс средств.
В России сейчас эта практика все активнее применяется. Причем регионы принимают решение персонально — по величине возврата в смысле. Там идёт речь о финансовой «вилке» от 15 до 30 %.
Навскидку могу назвать Калининград, Владивосток, Ульяновск, Ярославль.
Мы тоже внесли соответствующее предложение «наверх». И оно будет рассмотрено. Но вот про результаты и сроки рассмотрения я не берусь говорить.
Однако, помимо системы «ребейт», есть и другие важные темы для рассмотрения.
К примеру, в Беларуси начал работать «безвиз». Но нужно двигаться в этом направлении дальше, в том числе — предлагая рабочие визы съемочным группам целиком, позволяя им чувствовать максимально комфортно в Беларуси.
Как бы там ни было, «Беларусьфильм» мы видим сегодня как важную часть общественной жизни страны, а не просто — как «голое» кинопроизводство.
«Наш человек, по духу и по сути»
— Что ж, в таком случае — последний на сегодня блок вопросов, Владимир Михайлович. Хотелось бы поговорить о вашем отношении к общественному объединению «Белая Русь». Тем более, есть повод. Не так давно была создана наша первичка на базе «Беларусьфильма». Мы — крупнейшее патриотическое объединение по сути своей. Главная киностудия страны также стоит на этой платформе. Не правда ли?
— Вы весьма точно расславили акценты. Мне можно сказать «поддерживаю» и завершить нашу беседу. (смеется — РЕД).
Но если серьёзно, то начиналось все с того, что я лично вошёл в состав «Белой Руси». А дальше моё решение поддержали порядка 20 коллег.
При этом, клянусь, я никого не заставлял, не включал административный ресурс. Предложение мое выглядело примерно так. На небольшом собрании я сказал: «Друзья, прежде всего мне не хотелось бы, чтобы структура «Белой Руси» у нас занималась квартальными или там годовыми отчетами, докладывая под стук каблуков о том, на сколько человек приросла организация за данный период. Давайте переведём все в нормальную практическую плоскость.
Пусть у нас будут 5 мероприятий за год, но таких, чтобы они были достойными, значимыми. Мне кажется, с учётом профиля нашей деятельности есть смысл сделать ставку на воспитание, сохранение традиций…
В итоге между администрацией, профсоюзами и «Белой Русью» было заключено соглашение, которое, по сути, развязало руки любым общественным инициативам».
— То есть?
— К примеру, в рамках акции «Наши дети» мы провели не просто экскурсию по «Беларусьфильму» для воспитанников одного из детдомов. Она была, конечно. Но при этом мы сделали для ребят настоящие кинопробы, кинопоказы.
Получилось создать удивительно хорошую атмосферу. Наши умницы-женщины испекли дома пироги. Мы угощали детей домашней выпечкой. И это все было сделано «Белой Русью», кстати.
Поздравление ветеранов к 9 мая и 3 июля — тоже прерогатива нашей первички.
А что уж говорить про субботники. Мы в этом формате реально сделали киностудию чище, светлей, презентабельней, что ли.
Рассчитываем провести мастер-классы с нашими мэтрами кино. И это — еще один проект «Белой Руси».
Мне кажется важным, если те или иные вопросы будет решать не одна администрация киностудии, но и общественность.
Ну не должно все проходить через приказы, поручения или прямые должностные обязанности. Это как минимум скучно.
Вообще, я по жизни исповедую такой принцип. «Формула успеха — это три И:
Интерес.
Инициатива.
Исполнение этой инициативы».
И вот «Белая Русь» работает на нашей базе именно так, причем весьма достойно. Я не ощущаю никакого ёрничества к заявленным у нас за последнее время общественным инициативам. Как раз наоборот.
— Знаете, лично для меня самое опасное в деле — это когда ты сходу чувствуешь фальшивость ситуации, но вынужден доигрывать номер до конца, потому что так положено...
— Абсолютно согласен. Поэтому, когда мои коллеги стали предлагать семимильными шагами увеличивать число членов первички, чуть ли не всю киностудию туда «отряжая», я ответил им в стиле товарища Саахова из «Кавказской пленницы»: «Торопиться не надо, да?».
Пусть у нас будут пока 20 человек для начала, но зато каждый из них будет чётко понимать, зачем он «Белой Руси», зачем она ему, и что он сам готов делать для нашего общего дела.
И если это все пойдет, как надо, то другие подтянутся к нам очень быстро, естественно и без всякого нажима. Еще и просить будут.
— Вопрос чуть в сторону. С 6 марта 2018 года вы в этом кабинете. Что-нибудь поменяли здесь?
— Вы знаете, не до кабинета как-то было. Кресло и стулья поменял, пожалуй. А все остальное осталось прежним. Я не настолько самонадеян, чтобы сходу заниматься обустройством своей личной территории. Нашлись дела поважней.
Они касались организации кинопроизводства на новом уровне, имиджа, экономики и множества иных нюансов, связанных с работой киностудии в целом. Что из этого выйдет — увидим. Но мне все это чрезвычайно интересно.
P.S. К сожалению, часть вопросов и полученных ответов гендиректора «Беларусьфильма» нам пришлось «отрезать» — слишком много было сказано даже для безразмерного сайта. Не попали в данный информационный поток пласты, связанные с работой двух творческих единиц «Беларусьфильма» — студии документального кино «Летопись» и студии анимационных фильмов (в частности, там идет работа над первым полнометражным белорусским мультфильмом по сказке Геннадия Давыдько «Звезды седьмого неба»).
Развернутая справка
Владимир Карачевский, гендиректор «Беларусьфильма». Заступил в должность 6 марта 2018 года.
Чуть более года назад, в мае 2018 года, озвучивал цель своего прихода следующим образом: сделать так, чтобы два «тысячных» кинопавильона (и три — масштабами поменьше) ни дня не ждали команды «Камера! Мотор! Начали!», а обновленный формат работы «Беларусьфильма» позволил бы увеличить показатели вдвое —выпускать ежегодно по 6 полнометражных картин.
2019 год показывает, что за его словами стоял прагматичный расчет, а не просто желание снимать живое, «непластмассовое кино».
Вот как он сам говорит о своей карьере: «Мне пришлось поработать в разных амплуа. По первому образованию я профессиональный музыкант. В творческой среде, в общем, не чужой человек. Плюс по второму образованию — режиссёр праздничных мероприятий. И это тоже весьма полезно в моей нынешней должности. Знаю, куда принципиально не стоит лезть, а какие процессы важно контролировать и организовывать от и до.
Наконец, у меня за плечами Академия госуправления. И мне довелось работать уже как государственному человеку на самых разных должностях — от рядового специалиста до первого зама министра культуры.
Потом занимался в качестве руководителя Республиканским театром белорусской драматургии. И весь этот накопленный опыт определенно должен пойти в плюс уже в формате работы на киностудии. Я на это надеюсь.
Впрочем, время и дела все покажут, докажут и расставят по местам».