На днях были одобрены поправки в закон о национальной платёжной системе. Поправки аннулируют понятия анонимов при пользовании электронными кошельками. Это касается и "Яндекс.Деньги", разъясняет специалист по кибербезопасности Глеб Чербов.
Представители отрасли закричали, что этими поправками под корень рубятся электронные кошельки, люди привыкли к анонимности. Как люди будут авторизовываться и насколько это уменьшит количество желающих пользоваться электронными кошельками?
Количество желающих пользоваться анонимными электронными кошельками, конечно, серьёзно поубавится, потому что любая процедура, даже если она будет хорошо сделана и будет удобна, это все равно дополнительное действие, дополнительное телодвижение, которое нужно предпринять, на которое нужно решиться. То есть, нужно делать какие-то дополнительные действия, чтобы пользоваться сервисом. Ни для кого не секрет, что подобные вещи уменьшают конверсию и затрудняют пользование сервисом.
Понятно, что сервисам, предоставляющим возможность оплаты через такие кошельки, придётся проделать большую работу, чтобы процедуру идентификации пользователей для её соответствия требованиям законодательства сделать хорошо и удобно. Это довольно затратно.
Фактически электронные кошельки будут приравнены по процедуре к переводам денег с карты на карту, потому что, говорят, надо будет авторизовываться с помощью банковской карты, но тогда банки и эти электронные сервисы будут играть на одной поляне?
В принципе, они уже достаточно продолжительное время играют практически на одной поляне за тем лишь исключением, что электронные кошельки зачастую предоставляют более удобный и гибкий сервис. Это связано с низкой стоимостью обслуживания такого счёта, ну и юзабилити у электронных кошельков, как правило, на высоте.
Изначально эти сервисы появились и были ориентированы на аудиторию, у которой по каким-либо причинам не было возможности доступа к банковскому счёту. Человек не мог открыть банковскую карту с привязанным счётом. Но чтобы совершать покупки в Интернете или каким-то образом расплачиваться, он мог зарегистрировать себе такой кошелёк и пользоваться им наравне с пользователями банковских систем, что уравнивало их шансы. В общем, большое дело было сделано.
Говорят, что эти поправки приняты для борьбы с терроризмом, потому что деньги обезличенно и анонимно кладутся не понятно кем, не понятно для каких целей, и пользователи кошёльков зачастую бывают анонимными. И ровно так же через эти сервисы оплачивается приобретение наркотиков. Введение обязательной идентификации пользователей этих электронных услуг поможет в борьбе с терроризмом и распространением наркотиков?
Если честно, это, скорее, видимость затягивания гаек в этой сфере. Злоумышленники очень скоро найдут выход. Все эти схемы очень быстро адаптируются к изменяющимся условиям, и, конечно, будут новые способы проведения оплаты, обмена денежными средствами и обнала.
Насколько в других странах распространены анонимные электронные кошельки и анонимные переводы денег? Какое место в мире занимает Россия?
Что касается анонимных кошельков, возможно, мы были на уровне ведущих стран и, может быть, даже их немного опережали. Потому что развитие банковского сервиса как такового, его проникновение в стране шло не очень быстро в начале 2000-х годов, и эту нишу тогда заняли электронные кошельки.
А на текущий момент думаю, что для различных теневых схем стандартом является использование криптовалют, что не требует ни идентификации, ни привязки к банковскому счёту. Такова мировая практика, да и российская тоже.