Многие из читающих эту статью скорее всего слышали про такую игру, как Dota 2. В свое время эта игра занимала умы школьников, не позволяя им по-нормальному окунаться в учебу. Многие парни расставались со своими подругами из-за нее, многие студенты валили сессию за сессией и отправлялись отдавать долг Родине. Родители многих школьников отнимали у них шнуры от мониторов, загоняя молодых в полноценную «депрессию», ибо Дота же — святое.
Изначально я не хотел уделять много времени истории появления этой игры на рынке, но для полноты картины это придется сделать. Причина этому — необходимость пояснить, почему именно эта игра среди всех остальных представительниц MOBA жанра заняла пьедестал популярности в СНГ регионе.
Начнем с истоков. Первоначально в StarCraft появилась карта под названием «Aeon of Strife», создателем которой был игрок под никнеймом Gunner_4_ever. Ее суть заключалась в том, что четыре героя сталкивались лицом к лицу на четырех линиях, по которым бесконечно пускались миньоны, именуемые крипами. Конец наставал, когда уничтожались все ключевые здания или умирали все герои. В дальнейшем, после выхода Warcraft 3, пользователь Eul с помощью великолепного, даже по сегодняшним меркам, местного редактора карт перенес ее на платформу Варкрафта. Карта не снискала хоть какой-то популярности, что заставило Eul'а оставить разработку и выложить код в открытый доступ. Картой стали заниматься все подряд, генерируя десятки кривых подделок с плохим кодом и тоннами багов, что затруднило поиск той самой Defense of the Ancients среди клонов. После этого моддер под ником Guinsoo некоторое время работал над уже созданной к тому моменту DotA Allstars и сделал ее более-менее стабильной. Той версией была 5.84, на дворе был 2004 год. Карта приобретала популярность, начали создаваться пользовательские лобби. Тем не менее, после выхода версии 6.00 28 февраля 2005 года Guinsoo объявил об уходе из мира моддинга, который на тот момент даже не пытались монетизировать, и отправился в штаб Riot Games создавать «доту» своей мечты под названием League of Legends. За DotA Allstars остались следить двое помощников Guinsoo, Ice Frog и Neichus. За главного некоторое время был последний, однако довольно скоро он бросил разработку и ушел в инактив. Тем не менее, многие из его идей спустя какое-то время вернутся в игру доработанными и отполированными.
В 2010 году Ice Frog'а взяла под свое крыло Valve, известная своими Half-life и Counter Strike. Игра была перенесена с движка Варкрафта 3 на собственный движок Valve — Source. Вполне закономерно продукт вышел крайне сырым, что тем не менее не помешало уже в 2011 году провести первый турнир — The International. Но о нем позднее.
Главной, на мой взгляд, причиной популярности в СНГ стала ее бесплатная основа. В 2000 годах жители стран бывшего Союза фактически не могли приобретать лицензионные медиа продукты. Причиной этому были как не слишком радужное экономическое положение, так и банальное отсутствие магазинов. Люди, имевшие деньги, просто физически не могли купить товар. Не нужно и говорить, что пиратство из необходимости превратилось в культ, своеобразный образ жизни, который плотно укоренился в сознании жителей СНГ и не уходит до сих пор. Игроки в DotA Allstars, принявшие решение уйти в LoL, сталкивались с необходимостью платить за героев, в то время как в самой Dota платными стали лишь косметические предметы. Не буду углубляться в региональные цены 2010-2011 годов, но сама гипотетическая мысль о необходимости платить за игру вызывала у миллионов людей отвращение. Все продолжили играть в «доту», только теперь с цифрой 2 в названии.
Время идет, и пик популярности MOBA-игр сходит на нет. Появляются весьма весомые конкуренты в виде представителей жанра Battle Royale (который на самом деле не жанр, но об этом в другой раз), которые силой отбирают часть рынка, уводя за собой самую прибыльную часть аудитории — детей и подростков. Более казуальные, простые в освоении, они гораздо больше MOBA приближены к эталону всех коммерческих мультиплеерных игр, звучащему следующим образом: «easy to learn, hard to master». На русский это выражение не получится перевести так же лаконично, поэтому распространюсь; эти игры легки в освоении, но сложны, когда дело доходит до серьезных соревнований.