В июне Genesis приступает к записи альбома "Trespass" в студии Trident, при этом они продолжают активно выступать. С 8 по 14 июня у них образовывается окно для записи. Джон Энтони стал продюсером альбома.
Джон Энтони
«Увы, по целому ряду причин, студией мы ошиблись. Надо было выбирать более живое место, но это сейчас я научен, а тогда у меня учителей не было. Всё приходило с опытом. Тот год стал первым для меня, как для продюсера, соответственно, Genesis – мой дебют. Мне хотелось запечатлеть всё, что я слышал в клубе Ронни Скотта. Частично удалось. У Джона Мейхью плохо получалось справляться с работой, он не успевал, постоянно следовал за остальными. В целом, работа шла прекрасно и без особых вложений».
Тони Бэнкс
"К моменту записи мы выступали 3-4 месяца. Trespass – это 50 минут музыки из полуторачасового сета. У нас было больше песен, чем в итоге оказалось на пластинке. Мы очень хотели записать новые песни и поскорее сделать совершенно новый альбом. У нас также была песня "Let Us Now Make Love", которую мы часто играли на концертах, но... не записали ее в итоге. Ещё "Twilight Alehouse" должна была появиться на альбоме, но мы её всё время откладывали, мол, потом займёмся. Так в итоге и не занялись. (...)А вот "Looking for Someone" - это для нас тогда была высшая точка. Несмотря на то, что и "Stagnation" считалась очень значимой".
Энтони Филлипс
"Trespass – неплохой альбом. Единственная проблема заключалась в том, что мы всё время находились на сцене. Вместо этого мы могли бы заняться и другими песнями. У нас были очень хорошие песни, которые мы не могли исполнить на концертах… они не подходили для них. Но когда дело дошло до альбома, времени для репетиций уже не оставалось. И нам показалось, что лучше просто сыграть эдакий концерт – это самый простой вариант. Впрочем, получилось неплохо. Но не скажу, что часто его слушаю.
Мне вспоминается, как я поспорил с инженером по поводу звука 12-струнной гитары. Я сказал ему: «Старик, 12-струнка так не звучит!» Я за 9 месяцев игры успел создать собственное звучание, до которого не все доходят. Моя цель – добиться оркестрового саунда…"
Питер Гэбриэл
«К моменту выхода альбома уходит изначальный замысел. Что-то теряется. Когда ты на сцене, ты заведен на полную катушку. Вне сцены – что-то уходит. Лично я считаю, что некоторые песни затянуты. Мы начинали очень амбициозно, безрассудно, пусть и с простыми мелодиями, но как можно дальше от поп-музыки. Над музыкой мы работаем по кусочкам, по фрагментам, а не целиком.
Текст песни «The Knife» - немного обо мне, школьнике, который восстал против образования. В школе я находился под сильным влиянием книги Ганди, думаю, это была одна из причин, почему я стал вегетарианцем, как и то, что верил в ненасилие, как в форму протеста. И я хотел показать, как насильственные революции приводят к появлению мощной фигуры диктатора.
Мы с Энтони частенько игрались со словами. Сочиняли поэмы, которые ничего не имели общего с песнями. У него были цветные, романтические визуализации, в то время как у меня всё было мрачно, а в целом получалось что-то мистическое. Когда я оглядываюсь в те времена, то порой съеживаюсь. Хотя, полагаю, это часть взросления.
Думаю, «Stagnation» - одна из тех песен, которые стали архитипом ранних Genesis. Это был один из наших оригинальных номеров».
Энтони Филлипс
«Я очень много сочинил для альбома. Мы с Майком начали сочинять «Dusk» и «White Mountain», уже потом остальные добавили свои фрагменты. «Vision of Angels» - изначально моя, еще с 1968 года, после чего также группа добавила что-то свое. Самая первая моя версия – ужасная. Она не годилась для дебютного альбома. Огромное разочарование! Она считалась потенциально сильной песней на том альбоме… но её ожидал провал. Ничего не вышло. Но это хорошая песня и она удачно вписалась в «Trespass».
«The Knife» и «Looking For Someone» - это уже основа Питера и Тони, инструментальные партии сочиняли все вместе. То есть одни начинали, другие что-то добавляли.
«Stagnation» - самая «групповая» песня. Она эволюционировала на протяжении всего времени
Почему «The Knife» такая тяжелая? Знаете, я играл в школьных группах, когда вовсю гремели Rolling Stones и им подобные. Я увлекся эпохой блюза, следил за всеми гитаристами – Джон Мэйолл, Эрик Клэптон, Питер Грин… Видел Хендрикса, Джеффа Бека. Поэтому вполне естественно, что она довольно тяжелая».
Джон Мейхью
Trespass... не особо хорошо помню, как мы его записывали. Благодаря репетициям и концертам, мы отлично отточили весь материал, поэтому и записали все быстро. Мои любимые песни? "The Knife" и "Looking For Someone".
Тони Бэнкс
«”Vision of Angles” мы готовили для «From Genesis to Revelation», но не получилось, поэтому мы ее «оставили». Со временем мы начали её исполнять на концертах и к моменту записи «Trespass» она превратилась совсем уже в другую песню.
С Питером я начал создавать тяжелое звучание. Например, в песнях "Looking for Summer" и "The Knife". Хотя изначально, мы не думали делать звук жёстким. Так получилось. Мы больше делали акцент на клавишах, Майк и Тони, соответственно, на гитарах.
«Stagnation»… Тогда мы не имели понятия о техники записи, поэтому Энтони с Майком записали свои партии для неё 3 или 4 раза, чтобы мы смогли выбрать лучшие варианты. Но в итоге мы все гитарные партии смешали в один трек, поэтому получилось размытое звучание. В целом звучит приятно, хотя не совсем так, как хотели изначально»
Над некоторыми песнями ещё стоило бы поработать. Мне, например, не нравится, как звучит "Dusk". Мы её как-то сразу записали вместо того, чтобы ею вплотную заняться.
«The Knife» - это начало новой эры музыки. Мы её сочинили с Питером. Мы пытались тогда сделать то, чего не делали другие. Она звучит достаточно жестко, но такой цели изначально перед нами не стояло. В ней очень хорош Энтони со своей гитарой. Я помню, когда мы записывали альбом "Trespass", стоял выбор: какую песню туда включить - "Going Out to Get You" или "The Knife". Решили остановиться на последней, поскольку считали ее действительно лучшей.
Мне кажется, что если и делать какую-то песню синглом из этого альбома, то только «The Knife». Идея разделить ее на две части, по-моему, очевидна. Мы не смотрели на сингл, как нечто большее, чем просто промо альбома. Мы вообще не думали, что эта песня станет хитом и не собирались выпускать хит-синглов как таковых. До того момента, когда мы выпустили «I Know What I Like», у нас и не было претендентов на звание хита. Впрочем, «The Knife» не является нашей любимой песней. И пусть, как нам казалось, у публики она пользовалась популярностью, думаю, мы в итоге вообще ее испортили. Почему она выстрелила? Тогда было ее время – время расцвета идиотских трясок головой».
М Майк Резерфорд
«Реальной проблемой альбома является сам материал. Никто из нас толком не знал, как надо сочинять песню. Каждый приносил свой фрагмент. После чего мы начинали спорить, чей фрагмент точно нужно использовать, убеждая каждого, что именно его партия пойдёт во благо (в глубине души мы оставались коварными школьниками). Один за всех и все за одного, но при этом каждый сам за себя.
Именно поэтому наши ранние песни были такие длинные: мы просто каждый раз добавляли фрагмент за фрагментом, секцию за секцией. Длинные песни могут показаться тяжелыми для написания, смелыми, умными, но для нас они не представляли какой-либо сложности. Просто брали фрагмент A, фрагмент D и объединяли. При этом не понимали, что не нужно каждый раз пытаться собрать алфавит целиком.
Яркий пример – «Looking For Someone». Всё началось с идеи Пита, только фортепьянные аккорды и голос. В этом весь он. Сегодня из тех первых двух фортепьянных отрезков я бы сочинил прекрасную песню. Но тогда мы накатали ещё 8 минут, объединяя одно с другим. Мы были полны решимости себя проявить, хотя Пит понимал важность пространства в песне… но идея, что чем меньше, тем лучше - была чуждой.
Результаты пришли лишь через некоторое время. А пока мы довольствовались странным звучанием. Продюсер Джон Энтони обладал необыкновенной, жизнерадостной аурой, он делал всё, чтобы разрядить обстановку. Но самое ужасное в нем было то, что если ты захотел что-то записать заново, он настаивал на том, чтобы ты просидел всю песню в ожидании этого нужного фрагмента. Нет, чтобы просто взять и перемотать до него! Нет. Джон считал, что при перемотке на записи могут возникнуть щелчки. А как по мне – фигня полная. Учитывая, что песни наши длились по 9 минут, на всё про всё уходило куча времени».
Ричард Макфейл
«Потребовалось пару месяцев, чтобы закончить альбом. По правде говоря, когда я его услышал, меня постигло разочарование. Раньше я в этом обвинял Джона Энтони, продюсировавшего пластинку, хотя… это не совсем справедливая оценка. Но всё же он был не тем продюсером, который нужен был группе. Я просто знал, КАК они звучат на концертах, поскольку занимался сценическим звуком, и я видел, что на записи это отобразить не получилось. Конечно, люди, которые не были на тех концертах, положительно оценили альбом. Там отличные песни, но им не хватает мощности, которую я знал, той силы, которая у них появилась, когда они начали выступать».
Джон Энтони:
«Мы закончили делать альбом, все остались довольны. Но вскоре после этого ко мне подошли расстроенные Майк и Питер. “Не знаем даже, как тебе сказать, но один из нас уходит”. Я тут же воскликнул: “Неужели Бэнкс?”. А они мне: “Нет, Энтони”.
To be continued...