На дворе 2019 год, а серийно в нашей стране не выпускался ни один легковой автомобиль с дизельным двигателем. Выпускались внедорожники УАЗ с импортными дизельными двигателями, а больше широкого распространения подобных двигателей у производителей легковых автомобилей не было. Во многом тому виной качество топлива, которое до сих пор, даже несмотря на введение требований евро-4, на многих заправках может соответствовать только тракторным двигателям. Второй причиной малой распространенности являются морозы, при которых дизельное топливо густеет и начинает замерзать, двигатель на таком работать перестает.
Первый дизель на массовых грузовиках был применен МАЗом еще на 200-м семействе. На автомобили ставился двигатель мощностью 110 л. с., спроектирован он был по образу и подобию иностранного двигателя GMC 4-71, в результате модернизации стал развивать 120 л. с. Однако двигатель имел массу недостатков, основной из которых – он мог запуститься не в ту сторону, то есть при включении первой передачи в таком случае грузовик начинал двигаться назад. Бывали не редкими также случаи неконтролируемого набора двигателем оборотов, на педаль газа при этом двигатель не реагировал.
ЯАЗ-204А, устанавливавшийся на 200-е МАЗы, не имел привычных нынче в конструкции дизельных двигателей ТНВД (топливный насос высокого давления).
Вместо ТНВД было четыре насоса-форсунки, с приводом вытеснителей от распредвала через толкатели и коромысла. Глушился двигатель путем установки оборотов, ниже минимально допустимых, если же двигатель уходил в разнос, то заглушить его можно было только опусканием воздушной заслонки перед нагнетателем воздуха.
МАЗ 200 выпускался с 1951 по 1965 годы, был заменен на конвейере семейством МАЗ 500. Благодаря двухсотому семейству появился положительный опыт эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями.
Параллельно с минчанами дизельные двигатели на грузовики ставили на ярославском автомобильном заводе – модель ЯАЗ-210 выпускалась с 1951 по 1958 годы. На грузовик устанавливался более модернизированный двигатель ЯАЗ 206А, он был спроектирован по образу и подобию американского двигателя GMC 6-71 и имел 6 цилиндров. Конструктивные особенности и отрицательные стороны были как и у двигателя ЯАЗ 204.
Всего было выпущено чуть более 10 тысяч грузовиков ЯАЗ-210.
Выпускался автомобиль до 1958 года, когда все автомобильное производство на заводе было свернуто и он стал специализироваться только на дизельных двигателях.
Двигатель ЯАЗ 204Б устанавливался на КрАЗ 214 (ранее назывался ЯАЗ-214). Начало производства было на Ярославском заводе, затем был передан на завод в Кременчуге.
Мощность двигателя ЯАЗ 206Б – 205 л. с., ЯАЗ 206А развивал мощность 165 л.с.
Уже в 1958 году в Минске работали над новым грузовиком, в 1963 году МАЗ 500 стал серийно производиться, оснащен он был двигателем ЯМЗ-236.
Двигатель пришел на смену 204 и 206 моделям, имел механический ТНВД с непосредственным впрыском, в отличие от предшественников был четырехтактным, имел ряд преимуществ в сравнении с предшественниками.
ЯМЗ 236 имеет 6 цилиндров, благодаря своей высокой ремонтопригодности и неплохой надежности, он пользуется спросом до сих пор: двигатель был модернизирован под нормы Евро-2, позднее его адаптировали под Евро-3, ЯМЗ продолжает его выпуск, однако после начала событий с Украиной, ярославцы лишились одного рынка сбыта: до конфликта двигатели поставлялись в Кременчуг.
ЯМЗ 236 и 238 устанавливали на множество моделей: МАЗ 500, КрАЗ 225Б, КрАЗ 250, КрАЗ 260, КрАЗ 6322 и ряд других. Одна из модификаций двигателя устанавливалась на тракторы К-700.
На МАЗ-500 устанавливался двигатель с мощностью 180 л. с., впоследствии же было сделано 15 модификаций двигателя с мощностью от 150 до 300 л. с.
ЯМЗ 238 имел 19 модификаций с мощностью от 235 до 420 л. с.
В настоящее время устанавливается на УРАЛ-5323 восьмицилиндровый двигатель, МАЗ-5432 выпускался в разное время с 7 модификациями ЯМЗ 238, также ставился ЯМЗ 236.
В отличие от дизельных двигателей первого поколения, которые разрабатывались на основе американских двигателей 30-х годов, новое поколение двигателей имело существенно более высокую надежность, они были более просты в ремонте, экономические характеристики у ЯМЗ 236 и 238 тоже были несравнимы с двигателями 204 и 206. Об успехе двигателя говорит и тот факт, что его модернизировали в связи с введением новых экологических норм, он до сих пор востребован, хотя сейчас уже и является устаревшим.