К сожалению, похожей приблизительностью, хотя и в меньшей мере, грешит, как мне кажется, и другой фильм о молодом аутсайдере – «Клетка для канареек».
«Вокзал для троих». Так, наверное, можно было назвать эту картину. События фильма происходят в течение суток – на вокзале и вблизи него, а главных героев – трое. Но картина называется «Клетка для канареек». Вероятно, чтобы подчеркнуть символику, авторы заставляют 17-летнего Виктора совершить бессмысленную кражу (долг карточного проигрыша!) – вынести из чьей-то квартиры клетку с канарейками, которую затем равнодушно бросают в воду дружки…
- Безусловно, это не шедевр, но мне фильм понравился, - сказала Анна Б. – Авторам удалось показать, как у вчерашнего «блатного» проступает что-то искреннее, живое, человеческое. Как из-за любви к незнакомой девушке, всю ночь ждущей на вокзале отца, душа одинокого парня, действительно похожая на запертую в клетке птицу, постепенно оттаивает.
- Красиво ты, Аня, говоришь, а вот я не верю, - как всегда запальчиво и напористо запротестовал Юрий З. – Разве за одну ночь возможно такое сказочное превращение? Так бывает только в кино.
Резковатая реплика Юрия обрушилась на самую, пожалуй, уязвимую сторону фильма. Спору нет, жестко-театральная, замкнутая конструкция сценария, написанного по пьесе, требовала особой тщательности мотивировок поступков героев, достоверной актерской игры. И было бы, вероятно, преувеличением сказать, что авторам удалось достичь этого в полной мере.
- Я тоже почувствовала театральность, - вступила в спор Наталья А. – Но это мне не помешало смотреть фильм. Боль за близкого человека и вера в добро. Простые вещи. Но в жизни часто приходится за них бороться. И хорошо, что у героев картины есть такие силы. А вот в последнем фильме Асановой я лично недостатков вижу гораздо больше. Чего-чего, а азбучных истин о проблемах молодежи я от авторов «Пацанов» не ожидала…
Фильм Д.Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный», в самом деле, не вышел за рамки протокольного отчета о проступке «правонарушителя общественного порядка». Довольно банальным получился рассказ о юной «прожигательнице жизни», на пути которой встретился положительный и абсолютно надежный мужчина, на протяжении всей картины дающий ей добрые и логичные советы, как надо жить…
- Павел Чухрай своих героев поместил на шумном и многолюдном вокзале, а Динара Асанова – в тесном «Москвиче», - сказала Ирина Б. – Это что, мода такая пошла? «Вокзал для двоих», «Без свидетелей»… Героев становится все меньше: трое, двое... Скоро, наверное, буде один. Зачем?
- Я тебе скажу зачем: чтобы показать характеры людей как бы сквозь увеличительное стекло, - ответил Ирине Вадим Л. – Только у Асановой, не спорю, глубины не получилось. Вышел плакат – есть, мол, у нас еще отдельные несознательные личности, ничем, кроме нарядов и любовных приключений, не интересующиеся. Естественно, с таким «узким кругозором» недалеко и до нехороших поступков. Только обо всем этом, причем, с конкретными именами и фамилиями, можно прочесть в любой газете. Да и в сюжете, по-моему, слишком много того, о чем так любят рассказывать старушки-сплетницы. Дескать, надо же – до чего докатилась такая-сякая: дома не ночует, с женатым сошлась, ребенка у соседки украла, а ведь ей всего семнадцать! Вот какая нынче молодежь пошла! Ай-яй-яй…
Вадим, на мой взгляд, вполне резонно заметил, что искусство – не беседа в общественном транспорте. Здесь нужна иная мера осмысления жизни. Здесь недостаточно просто сказать «жила-была», а дальше, мол, не так уж важно. К тому же героиня подается настолько по-театральному гротескно, что становится неясно, как такая почти эстрадная манера исполнения могла возникнуть в фильме у режиссера, раньше отличавшегося умением создавать правдивую атмосферу действия.
Безусловно, при всех недостатках фильм Д.Асановой, пожалуй, первым в нашем кино прикоснулся к нешуточной проблеме «дискотечной» молодежи и девиц «легкого поведения». В картине есть впечатляющая сцена, где подростки, одурманенные пульсирующими ритмами (и не только ими), топчутся в экстазе дискотечного шоу. Выхватить одно из этих лиц, рассказать об изломанной судьбе полуженщины, полуподростка, - задача, достойная уважения. Однако в фильме она осталась намеченной лишь пунктирно.
Поэтому, наверное, оператор так много и часто снимает плотные струи дождя, растекающегося по ветровому стеклу автомобиля, за которым лица героев уже почти не различимы: блики, отражения цветовых реклам, снова блики… По той же причине – желая придать банальному диалогу главных героев драматическое напряжение и некую многозначительность, в звуковой ряд фильма включены песни Высоцкого и Окуджавы.
Но ни разноцветные струи дождя, несмотря на свою живописную привлекательность, ни по-настоящему глубокие песни нисколько не делают «Милого…» значительнее, чем он есть на самом деле. По-прежнему перед нами просто история о том, как жила на свете молодая женщина, с которой в один прекрасный день произошло то-то и то-то. Есть бытовой факт, место которому в небольшой газетной заметке.
Да, последнюю картину Д.Асановой не назовешь удачей. Но в одном, уверен, ее упрекнуть нельзя – в равнодушии.
Александр Федоров, 1990
30 книг о медиаобразовании и кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:
20 книг о медиаобразовании, медиаграмотности, медиакомпетентности, медиапедагогике в свободном доступе: бесплатное скачивание:
Медиаобразование: история и теория.
https://www.researchgate.net/publication/278540526_Mediaobrazovanie_istoria_i_teoria
Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы
https://www.researchgate.net/publication/278539016_Massovoe_mediaobrazovanie_v_SSSR_i_Rossii_osnovnye_etapy
Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ
https://www.researchgate.net/publication/278541886_Mediaobrazovatelnyj_komponent_v_realizacii_magisterskih_programm
Медиаобразование в странах Восточной Европы.
https://www.researchgate.net/publication/278403996_Mediaobrazovanie_v_stranah_Vostocnoj_Evropy
Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом
https://www.researchgate.net/publication/278403758_Tendencii_razvitia_svetskogo_i_teologiceskogo_mediaobrazovania_v_Rossii_i_za_rubezom
Анализ аудиовизуальных медиатекстов
https://www.researchgate.net/publication/278534050_Analiz_audiovizualnyh_mediatekstov
Научно-образовательный центр«Медиаобразование и медиакомпетентность».
https://www.researchgate.net/publication/278403962_Naucno-obrazovatelnyj_centrMediaobrazovanie_i_mediakompetentnost
Медиапедагоги России: энциклопедический справочник.
https://www.researchgate.net/publication/278532543_Mediapedagogi_Rossii_enciklopediceskij_spravocnik
Медиапедагоги и теоретики медиакультуры зарубежных стран: энциклопедический справочник.
https://www.researchgate.net/publication/278531347_Mediapedagogi_i_teoretiki_mediakultury_zarubeznyh_stran_enciklopediceskij_spravocnik
Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности.
https://www.researchgate.net/publication/278521185_Slovar_terminov_po_mediaobrazovaniu_mediapedagogike_mediagramotnosti_mediakompetentnosti
Проблемы медиаобразования .
https://www.researchgate.net/publication/278519887_Problemy_mediaobrazovania_naucnaa_skola_pod_rukovodstvom_AVFedorova
Медиаобразование: вчера и сегодня.
https://www.researchgate.net/publication/278520919_Mediaobrazovanie_vcera_i_segodna
Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам
https://www.researchgate.net/publication/278404042_Mediaobrazovanie_i_mediakompetentnost_slovo_ekspertam?_iepl%5BviewId%5D=LnSUptb910dVHKyBy2swPG5q&_iepl%5BprofilePublicationItemVariant%5D=default&_iepl%5Bcontexts%5D%5B0%5D=prfpi&_iepl%5BinteractionType%5D=publicationTitle
Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.
https://www.researchgate.net/publication/278516436_Razvitie_mediakompetentnosti_i_kriticeskogo_myslenia_studentov_pedagogiceskogo_vuza
Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании.
https://www.researchgate.net/publication/278518033_Mediaobrazovanie_v_SSA_Kanade_i_Velikobritanii
Медиаобразование будущих педагогов
https://www.researchgate.net/publication/278513942_Mediaobrazovanie_budusih_pedagogov
Медиаобразование в ведущих странах Запада
https://www.researchgate.net/publication/278514907_Mediaobrazovanie_v_vedusih_stranah_Zapada
Медиаобразование и медиаграмотность
https://www.researchgate.net/publication/278512949_Mediaobrazovanie_i_mediagramotnost
Медиаобразование в педагогических вузах
https://www.researchgate.net/publication/278508050_Mediaobrazovanie_v_pedagogiceskih_vuzah
Медиаобразование в России: краткая история развития
https://www.researchgate.net/publication/278505637_Mediaobrazovanie_v_Rossii_kratkaa_istoria_razvitia
10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.
https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej
Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki
Медиакритика в России: творческие портреты
https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety
Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).
https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c
Западный экран: авторы и звезды
https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka
Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.
https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii
Права ребенка и проблема насилия на российском экране.
https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane