Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Советское кино: эволюция молодежного бунта

Кино о молодых пополнилось серьезными работами, так или иначе отражающими «эволюцию бунта» молодежи 80-х.

Среди них была, как мне кажется самая цельная и совершенная работа Асановой «Пацаны».

Пишу так, ибо отчасти согласен с теми критиками и зрителями, которые после выхода фильмов «Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи» упрекали автора в некотором приукрашивании школьной жизни. Позже Д.Асанова поставила, по-моему, своего рода тупиковую ленту на тему акселерации - «Что бы ты выбрал?», где восьмилетние ребята всерьез рассуждали проблемы некоммуникабельности и смысла жизни.

-2

Два раза – в «Беде» и в фильме «Жена ушла» - Д.Асанова уходила во взрослый кинематограф, но все равно возвращалась к своей главной теме – воспитанию душ тех, кто только начинает жить. С небес возвышенного круга юных интеллектуалов она отважно спускалась на грешную землю обычных «трудных подростков». В противоречивом фильме «Никудышняя» она пыталась трезво, без сантиментов разобраться в душе «трудной» героини, на которую давно махнули рукой родные и знакомые, не сумевшие найти с ней – нет, не взаимопонимания, - но просто человеческого контакта.

-3

И вот «Пацаны», поставленные по сценарию Ю.Клепикова. Картина о тех, кто уже пошел по обманно-скользкой дорожке преступлений. О тех, кого «вытащил из грязи» и взял на поруки бывший спортсмен, начальник воспитательно-трудового лагеря Антонов.

- Я не один год была вожатой в школе, - сказала после просмотра «Пацанов» Наталья А. – И по собственному опыту убедилась, что очень мало сказать: «Не делай плохо!». А услышав ответ: «Больше не буду», спокойно отойти в сторону. Это как раз случай бабушки из фильма. Гораздо труднее добиться, чтобы желание жить честно стало для твоего подопечного естественным. Антонову это удается. Правда, он не научился красиво рассуждать о проблемах педагогики. Но он сумел найти ключ к сердцам ребят. А вот его заместитель, хоть и закончил педагогический институт, а «пацанов» не любит. Вот у него и не получается ничего…

-4

- А мне кажется, что многое в картине приглажено, - возразил Николай Л. – Отношения подростков, состоящих на учете в милиции, в жизни более жестокие. Хотя мне нравится, что авторы не делают из Антонова идеал. Ведь он может сорваться, накричать, выйти из себя. Но всегда справедливо, за дело. Я тоже считаю, что без доверия, уважения, честности учитель и ученик никогда не найдут общего языка.

- Из прессы я узнала, что многие ребята сыграли в фильме себя, свои судьбы, - сказала Елена Ц. – Хорошо, что авторы не стали «исправлять» в финале своих героев. Главное, что в фильме есть вера в победу добра. Как в сцене, когда ребята хором поют: «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Да, в «Пацанах», как и в «Чучеле», нет розового утешительства, сладенькой лжи «во спасение», иллюзорных попыток во что бы то ни стало поставить все точки над “i”. Нет здесь и желания «переусложнить» проблему, как это, скажем, сделано в ленте «Средь бела дня…», где подонки помимо авторской воли выглядят наивно-глуповатыми жертвами алкоголя и безотцовщины, а положительный герой оказывается «без вины виноватым».

-5

Молодые герои «Пацанов» бунтуют лишь однажды, но их бунт страшен своей неуправляемой стихией. Каждый из бунтарей, видимо, вкладывает в это варварское разрушение летнего лагеря все свои боли и обиды: на родителей и учителей на соседей и милицию, на всех взрослых вообще. Другая женщина-режиссер (увы, как и Асанова, тоже уже ушедшая от нас) – А.Манасарова, словно продолжила тему бунта «Пацанов» в своем фильме «Оглянись».

Главный герой картины – совсем еще молодой человек, только начинающий взрослую жизнь – однако уже усвоивший нагловатую ухмылочку и циничную лексику.

- Я не считаю, что картина «Оглянись» - новое слово в искусстве, - уверенно сказал после просмотра Вадим Л. – Всё это мы уже не раз видели на экране. Виктор вырос в обеспеченной семье, отчим – в командировках, мать занята своими делами. В итоге эгоист Витя отбивается от рук – груб, жесток, способен на подлость…

-6

- Ну, не всё так элементарно, Вадим, - заметила Анна Б. – Виктор не просто хулиганит. Он мстит матери за детство без ласки, бунтует против обыденности. Хотя, конечно, авторы подчеркивают, что тут виновата не только мать, но и сам Виктор, не сделавший ничего, чтобы стать порядочным человеком.

- «Оглянись» снимался позже «Чучела» и «Пацанов», а в показе школы находится, по-моему, на уровне 50-х, - продолжила спор Ольга С. – И актеры подобраны здесь явно не школьного возраста. И говорят герои как-то деревянно, книжно. В наших школах таких разговоров не услышишь.

-7

Обсуждая фильм, активисты киноклуба, и, прежде всех, знаток операторского искусства Владимир Б., говорили о том, как мало прибавляют к прояснению семейных отношений многозначительно-претенциозные, явно подражательные видения. Хотя бытовая стилистика картины вряд ли нуждалась в подобных подпорках. Вот почему у киноклубной аудитории вызывали резонно недоумение кадры, где оператор мучительно долго вглядывался в отдельные детали обстановки комнат главных героев, снимая их в замысловатых отражениях стекол и зеркал.

Так в ходе дискуссии киноклубники пришли к выводу, что фильму не хватило не только глубины подхода к характеру главного героя, но и цельности, органичности авторского замысла. Вместо проблемной картины с неординарными, непримелькавшимися характерами на экране оказался несомненный преемник «школьных фильмов» 50-х, слегка осовремененный внешне эффектными деталями.

Активная дидактичность фильма «Оглянись» была достаточно настороженно встречена участниками киноклуба. Хотя проблемы картина затрагивала серьезные: оглянуться в собственное прошлое, задуматься над совершенным в жизни, бесспорно, полезно. А иной раз просто необходимо. Но делать это надо всерьез.

Александр Федоров, 1990

30 книг о медиаобразовании и кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:

20 книг о медиаобразовании, медиаграмотности, медиакомпетентности, медиапедагогике в свободном доступе: бесплатное скачивание:

Медиаобразование: история и теория.

https://www.researchgate.net/publication/278540526_Mediaobrazovanie_istoria_i_teoria

Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы

https://www.researchgate.net/publication/278539016_Massovoe_mediaobrazovanie_v_SSSR_i_Rossii_osnovnye_etapy

Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ

https://www.researchgate.net/publication/278541886_Mediaobrazovatelnyj_komponent_v_realizacii_magisterskih_programm

Медиаобразование в странах Восточной Европы.

https://www.researchgate.net/publication/278403996_Mediaobrazovanie_v_stranah_Vostocnoj_Evropy

Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом

https://www.researchgate.net/publication/278403758_Tendencii_razvitia_svetskogo_i_teologiceskogo_mediaobrazovania_v_Rossii_i_za_rubezom

Анализ аудиовизуальных медиатекстов

https://www.researchgate.net/publication/278534050_Analiz_audiovizualnyh_mediatekstov

Научно-образовательный центр«Медиаобразование и медиакомпетентность».

https://www.researchgate.net/publication/278403962_Naucno-obrazovatelnyj_centrMediaobrazovanie_i_mediakompetentnost

Медиапедагоги России: энциклопедический справочник.

https://www.researchgate.net/publication/278532543_Mediapedagogi_Rossii_enciklopediceskij_spravocnik

Медиапедагоги и теоретики медиакультуры зарубежных стран: энциклопедический справочник.

https://www.researchgate.net/publication/278531347_Mediapedagogi_i_teoretiki_mediakultury_zarubeznyh_stran_enciklopediceskij_spravocnik

Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности.

https://www.researchgate.net/publication/278521185_Slovar_terminov_po_mediaobrazovaniu_mediapedagogike_mediagramotnosti_mediakompetentnosti

Проблемы медиаобразования .

https://www.researchgate.net/publication/278519887_Problemy_mediaobrazovania_naucnaa_skola_pod_rukovodstvom_AVFedorova

Медиаобразование: вчера и сегодня.

https://www.researchgate.net/publication/278520919_Mediaobrazovanie_vcera_i_segodna

Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам

https://www.researchgate.net/publication/278404042_Mediaobrazovanie_i_mediakompetentnost_slovo_ekspertam?_iepl%5BviewId%5D=LnSUptb910dVHKyBy2swPG5q&_iepl%5BprofilePublicationItemVariant%5D=default&_iepl%5Bcontexts%5D%5B0%5D=prfpi&_iepl%5BinteractionType%5D=publicationTitle

Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.

https://www.researchgate.net/publication/278516436_Razvitie_mediakompetentnosti_i_kriticeskogo_myslenia_studentov_pedagogiceskogo_vuza

Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании.

https://www.researchgate.net/publication/278518033_Mediaobrazovanie_v_SSA_Kanade_i_Velikobritanii

Медиаобразование будущих педагогов

https://www.researchgate.net/publication/278513942_Mediaobrazovanie_budusih_pedagogov

Медиаобразование в ведущих странах Запада

https://www.researchgate.net/publication/278514907_Mediaobrazovanie_v_vedusih_stranah_Zapada

Медиаобразование и медиаграмотность

https://www.researchgate.net/publication/278512949_Mediaobrazovanie_i_mediagramotnost

Медиаобразование в педагогических вузах

https://www.researchgate.net/publication/278508050_Mediaobrazovanie_v_pedagogiceskih_vuzah

Медиаобразование в России: краткая история развития

https://www.researchgate.net/publication/278505637_Mediaobrazovanie_v_Rossii_kratkaa_istoria_razvitia

10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.

https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej

Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki

Медиакритика в России: творческие портреты

https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety

Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).

https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c

Западный экран: авторы и звезды

https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.

https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii

Права ребенка и проблема насилия на российском экране.

https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane