Внимание! В статье и обсуждениях будут встречаться спойлеры!
Знакомо ли вам чувство опустошения после прохождения некоторых игр? Когда история закончилась, а вы следующие несколько дней остаётесь под гнетущим впечатлением от финала. Такие игры вы не обязательно назовёте лучшими из тех, в которые играли, но гарантированно запомните надолго.
В комментариях к этой статье мы надеемся услышать о тех проектах, которые разбередили вам душу, забросили в голову тяжёлые мысли и переживания, подтолкнули вас к задумчивой прострации. А начнём с тех, которые так повлияли лично на нас.
Искупление грехов
L.A. Noire, по всем канонам нуара, угнетает вас своей несправедливой и морально неоднозначной атмосферой на протяжении всего повествования. Это классическая для жанра история, в которой переплетены политические интриги, умалишённые маньяки, коррумпированные копы, призраки прошлого и, разумеется, не обошлось без роковой красавицы. Сюжет в игре подаётся хитро, с помощью нескольких параллельных сюжетных линий, тянущихся из одного обширного флэшбека.
Главный герой - бывший военный офицер, потом патрульный, а потом детектив в нескольких отделах. В военные годы он руководил одной операцией в Японии и последствия его тогдашних решений аукаются всему его взводу до сих пор. Кто-то сошёл с ума, кто-то сел на наркотики, кто-то записался в трудоголики. На протяжении игры мы видим, что герой, в целом, хороший человек, принципиальный, ответственный. Со своими тараканами, но не негодяй. Однако, на войне всё было иначе, его, как командира, презирали, не уважали, а позже и ненавидели.
Игра в целом держит вас в очень депрессивном эмоциональном фоне, но момент, в котором внутри что-то обрывается - кульминация. Герой наконец принимает ответственность за совершённое им на войне и то ли жертвует собой, чтобы спасти друзей, то ли добровольно уходит из жизни, не в силах больше терпеть всю эту боль. И погибает так неожиданно и стремительно, что вы далеко не сразу поймёте, что всё, конец, вашего героя, с которым вы распутали десятки преступлений, больше нет. И нет, жертва героя ничуть не подводит его друзей к победе - коррупция остаётся коррупцией, политики остаются политиками, зло в этой истории не просто не побеждено - оно по определению всегда будет в выигрыше. Финал оставляет вас опустошённым и расстроенным.
Величайшая любовь
Жертвенность персонажей - это наше слабое место, наверное. Потому что во всех трёх играх, которые мы представим, мощь эмоционального наката исходила именно из этого. В Transistor, игре от авторов Bastion, история начинается не с начала, она игнорирует экспозицию и ничего не рассказывает о персонажах, за которых и с которыми мы будем играть.
Молчаливая девушка вытаскивает причудливый меч из тела неизвестного мужчины и, неожиданно, этот меч начинает с ней разговаривать. Мы двигаемся по карте дальше, встречаем первых врагов. Меч явно знает девушку, но все его реплики и формулировки сложно понять без контекста, а контекст нам не дают намеренно. Понятно, что между личностью в мече и молчуньей есть какая-то связь, но разработчики раскрыли весь бэкграунд их отношений не просто в конце, а непосредственно в финальных титрах.
А ещё мы не знаем - куда мы идём и какая цель у нашей героини. Игра линейная, выбора нам не предоставляют, мы двигаемся из локации в локацию, узнаём больше о происходящем, меч неустанно комментирует наше путешествие и, как и игрок, пытается понять - что на уме у девушки. Иногда он вспоминает их общее прошлое и мы понимаем, что между персонажами что-то было. Она - известная певица, он - её главный почитатель, но за всю игру героиня ни разу ничего не скажет, никак не выразит эмоции, будет только послушно подчиняться вашим клавишам.
И повествовательный гений сюжета ударит вас по голове в самом-самом-самом конце игры. Уже после схватки с финальным боссом, фактически в эпилоге. Вдруг окажется, что у героини была цель, были чувства и весь Transistor - это история о величайшей любви. Потому что девушка, одолев всех виновных в смерти любимого, возвращается к его телу и убивает себя необычным мечом, чтобы навечно запечатать свою личность рядом с личностью возлюбленного. Искренность и чистота чувства героини просто оглушительные.
Сложная семья
Мы не знаем, почему игроки так невзлюбили третью часть Assassin's Creed. И не понимаем, почему многим так не понравилась его история, потому что нас она увлекла, удивила и, в конце, обескуражила. По нашему скромному мнению именно в триквеле градус драматизма выше всего.
Что такое Assassin's Creed, наверное, объяснять не надо, поэтому сразу перейдём к тому, что вырвало нам душу. К теме отцов и детей, поданной здесь в очень оригинальном виде, раскрытой очень неоднозначными ситуациями. Игра, ещё со старта за Хэйтема, задала хороший такой интригующий подход - добрый час-два вступительного геймплея мы, оказывается, проходили за тамплиера, а главный герой ещё даже не родился. А когда родится и вырастет - станет ассасином, непримиримым врагом собственного отца.
И вроде бы ничего слишком необычного, но дьявол кроется в деталях. Чем дальше мы играем за Коннора и чем больше знакомимся с Хэйтемом, тем больше понимаем, что отец... Искренне любит своего сына, ценит его, уважает. У него нет к нему презрения, нет Вейдеровского "или ты со мной, или ты против меня". Но, при этом, он верный своему ордену воин, который готов пожертвовать всем ради великой цели. И получается, что отец и сын, уважая и принимая друг друга, всё равно должны сойтись в смертельной схватке. Причём игрок хорошо знает и Коннора, за которого проходит сюжет, и Хэйтема, с которым близко познакомился во вступлении, и испытывает симпатии к обоим. Но шок приходит не когда вы убиваете отца, а немного позже, когда добираетесь до главного антагониста, которому был так предан Хэйтем и в которого так безоговорочно верил.
Когда вы понимаете, что идеал вашего отца, ради которого он пожертвовал своей жизнью, оказался слабаком и трусом. Что от семейного счастья вас отделял вот этот вот жалкий мерзавец. Очень небанальный и глубокий подход к повествованию произвёл на нас сильнейшее впечатление.
Мы с вами своими тайнами поделились, теперь ваша очередь. Какие истории произвели такое же впечатление на вас и почему? Что вы думаете о тех играх, которые описали мы? Общайтесь, обсуждайте, уважайте чужие вкусы.