.
Как я обожал Дина Рида в детстве, если бы я, кому - нибудь мог объяснить, каким Дин Рид был для меня кумиром начиная со школы, когда я учился уже в пятом классе, и о Джиме Морисоне, в ту пору, даже ничего не слышал, только плакат его видел у одной девушки, с которой, в детстве, я занимался музыкой, (беря у нее уроки фортепьяно) , и лишь повзрослев, узнал, что это был, Моррисон. А в пятом классе, обожал я Дина Рида. Нравилось его лицо, в котором был какой то байронический мятеж, (а уж Байрона я знал, и в пятом классе, поскольку на стене у нас дома, всегда висел его портрет, и совсем, даже не потому, что родители мои были романтиками, а просто потому, что красиво.) Дин Рид конечно воплощал байронический образ и тип. Честно говоря, даже немного удивился, узнав, что Дин Рид - выходец из еврейской семьи, только недавно узнав о том. Внешне Дин Рид, вылитый романтичный ковбой, скорее человек прерии, а не библейской пустыни, вылитый герой произведений Майн Рида. Кстати, у него очень красивый голос, не хуже чем у Элвиса Пресли, и я бы сказал что он Романтик. Если быть честным, Боб Дилан, и Дин Рид мне нравились в больше Джима Морисона. Они проникают в тебя сразу, а в Моррисона (в его странную, сложную лирику) нужно, вначале, вникать.
Но не об этом я, а о восприятии образа на детскую психику, я хотел бы в этой статье поговорить, руководствуясь воспоминаниями своего детства . Так вот, лицо и образ Дина Рида для меня воплощали свободу. Попытаюсь это объяснить. Для сравнения возьмем Джима Морисона. Парень , конечно, красивый, и наверное, за все это (и за внешность, за песни, за тексты, за настоящий бунтарский дух) я бы постаивл ему в ту пору, пятерку с плюсом. Но свободы в его образе я не ощущал. Ощущал скорее красивую романтическую позу, (ну умел Джим, красиво выпендриваться, пока не располнел и не зарос бородой,) , но не свободу. А песни и образ Дина Рида выражали Свободу, и, даже, Свободу - с большой, прописной буквы, (наверное, ровно, так же, как и образ Че Гевары, правда, уже, несколько, позднее.) Вспоминая мое детство, ностальгически вспоминаю и о том, как СССР поддерживал американских левых бунтарей.
Поэтому, Дина Рида у нас охотно издавали на пластинках.
Когда то, была эпоха настоящего бунта за свободу, которую с нынешними временами, даже не сравнишь, и не поставишь близко, по той причине, что в ту пору, у людей было совершено иное сознание, в том числе и у бунтарей. Говоря о сегодняшнем времени, сейчас выпендрежников больше, чем бунтарей. Что бы быть бунтарем, нужна любовь, (людей угнетенных любить нужно), а как правило, с этим у нынешних мятежников дело обстоит плохо.А бунт без любви и есть выпендреж, или поза. Кто любит одного себя, обречен выпендриваться, и даже, впадать в демонизм. . Иногда это смешно, иногда опасно, но честное слово, любви к Ближнему, в этом, нет никакой. Только , старым бунтарям - присуще большое сердце.
К таким старым бунтарям я бы и отнес певца Дина Рида.
Запад всегда, (особенно, в 19, и 20 веке) воспринимал идею искусства как протест, и с одной стороны это поднимало Запад, а с другой, стороны, это же Запад опустошало. Все таки слушая Дин Рида, было невозможно , или трудно устоять против его пылкого, революционного романтизма. В СССР Дин Рид ощущался как самый пламенный, и в то же время, самый лиричный и стихийный романтик революции, которая должна была, вот вот произойти в Америке, или в Европе, (во Франции, или в Италии – с их мощными, в ту пору, коммунистическими движениями.) Однако, никакой революции конечно же на Западе никогда бы не произошло.
Что еще мне из той поры, вспоминается?
В детстве у меня было много пластинок, как , позднее, в юности моей, книг.И все эти пластинки были как миры, как планеты с орбитами. Возвращаешься из школы, ставишь пластиночку, и улетаешь. Много было и бунтарской музыки...Тогда была эпоха бетховенского бунта (благородно прометеевского, и байронического, назвал бы это так), в музыке был культ Бетховена, а в поэзии – Байрона и Рэмбо. Отсюда кстати и культ вечно бунтующего Высоцкого, модного в эпоху СССР. Много и у меня было пластинок Бетховена, в моем шкафу, которые я часто слушал, в пору, когда учился в музыкальной школе на улице Гладкова.
А Дина Рида я даже и в шкаф не убирал.
Вспоминаю о том, что всегда его пластинка была на моем столе - как образ и пример Свободы. Однако, справедливости ради, следует заметить, что не всех левых бунтарей СССР принимал одинаково хорошо. Дин Рид в СССР проходил на ура, (и у властей и у простых людей), когда, как Боб Дилан (кстати, он тоже музыкант еврейского происхождения) оставался в тени, (за исключением его приезда в СССР в 1985 году, по приглашению поэта Вознесенского.)
Кстати, об этом концерте , и сейчас, не смолкают легенды.
Вплоть до того, что на самом деле, это американские спецслужбы заслали Боба Дилана, что бы тот мог послужить распаду СССР. Однако, этому не очень верится, поскольку, слава его к восьмидесятым годам несколько потускнела, (не только в Америке, но и в СССР), не говоря о том, что выступал Боб Дилан в полупустом зале в Москве.
Боб Дилан и Дин Рид - очень разные.
Разные и как личности, и как музыканты. Первая их разница состоит в том, что Боб Дилан все таки ближе к рок музыке.Этого не скажешь о Дине Риде, который был ближе максимум к Элвису Пресли, (которого Дин Рид даже, на какой -то период, затмил в Америке) но, например, не к Битлз, и не к Роллинг Стоунз. И может быть , поэтому, Боба Дилана - не приглашали в СССР.
А Дина Рида, приглашали.
Боб Дилан очень повилял на музыку группы Аквариум, и Зоопарк, ( влияние его музыки весьма ощущается на альбомах двух наших, отечественных групп), когда как, Дин Рид был близок и простым людям.Ибо если на кого и влиял Дин Рид, с его проникновенным вокалом, то скорее на Муслима Магомаева, и других, чисто советских эстрадных исполнителей.
Хотя, подражать Дину Риду, трудно.
Правда, тогда , тем более , выглядит странным, что в семидесятые годы, СССР посетил Элтон Джон с концертом в Москве. Впрочем, Элтон Джон искренне СССР любил, (по крайней мере, в ту пору), и пригласили его в Москву - для положительного имиджа СССР.
Что я сказал бы в завершении моей статьи?
Что Дин Рид это, наверное мой самый красивый кумир в детстве, был просто влюблен в его ковбойский образ с романтичным ореолом. Даже сейчас, думаю о том что он мог бы сыграть и главного героя Всадника без Головы, не хуже Олега Видова...
Образ бы его, как мне кажется, идеально подошел.
Конечно, это была чисто мальчишеская любовь на переходной ступени – к чисто взрослому мужскому становлению я, к мужской, хотя еще и подростковой суверенности. Красота, привлекательность, важна потому, что она проходит у каждого человека с детства – как род самопознания в образе нарциссического самоотождествления с кем-либо, (с любимым актером, или героем, какого -нибудь, романа) Вот и я не стал , исключением, в детстве.
А позднее, в юности моим кумиром был Джим Моррисон.
Однако, это уже не так интересно, и почти банально, для сайгоновского юноши, каким я был в конце 80х. Увлечение Дином Ридом было более богатым для моего детского воображения. Любил , в детстве, конечно, и Высоцкого…
Однако, моим личным героем, мне казался один Дин Рид.
В завершении этого очерка,(в форме воспоминаний) я бы сказал, что мне по своему близок духовный и социальный бунт шестидесятых годов. И в этом смысле, по американским исполнителям тех лет, я испытываю лишь ностальгию, особенно, когда слушаю Дина Рида, Боба Дилана, или Джима Морисона, или , просто, гляжу на них.
О чем я себя часто спрашиваю?
Часто я думаю о том, кто мне ближе всех, из американских музыкантов, Джим Моррисон, Боб Дилан, или Дин Рид? В юности я бы ответил, что Моррисон, (которым я конечно же сильно увлекся), а сейчас бы ответил, что, все таки, Дин Рид.
Потому, что Истина человека совпадает - с его детством.