Как говорится, «сам не ам и другим не дам». Это вот прямо про королеву Елизавету I и ее отношение к планам ее родственниц создать семью. Сама замуж не выходила, то ли потому что властью делиться не хотела, то ли еще почему. И двоюродным племянницам не давала жизнь устроить. Возможно, потому что все свои без малого 45 лет на троне, боялась, что какая-нибудь ловкая родственница с мужем, скинет ее с трона. Может, и другие причины были, мы теперь все равно может только строить теории.
Наглядным примером, чем может закончиться замужество без одобрения тетушки является история Катерины и Марии Грей. Они были младшими сестрами Джейн Грей, несчастной девочки, жертвы интриг, девять дней бывшей английской королевой, а потом отправившейся последовательно в тюрьму и на плаху.
Но когда на английском троне оказалась Елизавета, завещание ее отца по прежнему было в силе и одной из ближайших кандидаток на трон стала младшая сестра несчастной Джейн – Катерина.
Объяснить, почему это было именно так, невозможно, если не нарисовать хотя бы самую упрощенную генеалогическую схему семейства Тюдоров. Вот я попытался показать в общих чертах.
Из-за того, что в Англии допускалось наследование не только по мужской, но и по женской линии, если нет мужчин-наследников, с кандидатами на трон при последних Тюдорах была знатная неразбериха. Этому помог еще и славный король Генри со своими шестью женами и признанием некоторых браков недействительными. Например, именно таким был признан брак с Анной Болейн. То есть, по закону, его как бы не было. Следовательно, Елизавета автоматически становилась бастардом.
Но с другой стороны, согласно акту о престолонаследии и завещанию Генриха VIII Елизавета была признана одним из возможных кандидатов на трон после своей старшей сестры Марии. После Елизаветы следующими наследниками считались как раз сестры Грей: сначала Джейн, а потом ее младшая сестра Катерина и Мария. Кстати, по завещанию короля Генри, не забывшего про потомков своей сестры Марии, потомки другой его сестры – Маргарет из линии наследования были исключены. Это я к тому, что Мария Стюарт, бывшая внучкой Маргарет Тюдор и двоюродной племянницей королевы Елизаветы (также как Джейн и Катерина Грей), по завещанию Генриха VIII прав на трон не имела.
Впрочем, кто читает завещания, особенно, если они написаны не в твою пользу.
Тем более, что Эдуард VI, в свою очередь, по совету своего главного помощника лорда-протектора Джона Дадли, герцога Нортумберленда, порядок наследования изменил и сестер Марию и Елизавету из него убрал. Так на троне оказалась Джейн Грей.
Тут еще надо вспомнить то, что Греи всегда считали Анну Болейн выскочкой и ее брак с Генрихом VIII – незаконным. Соответственно, они относились к Елизавете, как к незаконнорожденной выскочке.
Потом Елизавета стала королевой. Но замуж она не торопилась, наследников у нее не было. Поэтому дочери Фрэнсис Брендон, Катерина и Мария были одними из главных кандидаток на наследство. И обе они в отличие от Елизаветы попытались устроить свое счастье. И обоим королева Лиза испортила всю личную жизнь. Ибо нечего ту распоряжаться собой и своими чувствами, если ты близкая родственница английской королевы.
Итак, сначала горькая судьба Катерины Грей.
Она считалась наследницей Елизаветы, поэтому ее неожиданное, да еще и тайное замужество в 1560 году было расценено королевой как попытка устроить переворот. Ведь все знали, как Греи относились к матери Елизаветы. А тут еще эта наглая Катя умудрилась не просто лечь в постель с Эдуардом Сеймуром, племянником одной из жен Генриха VIII, Джейн Сеймур, но и родить здорового сына.
Катерину Грей и ее мужа Эдуарда Сеймура законопатили в Тауэр. Точнее, сначала туда попала Катерина, так как Сеймур был во Франции. А потом к ней присоединился и Сеймур. Причем его еще и приговорили к огромному штрафу за «соблазнение девственницы королевской крови».
Катерина и Эдуард допустили ошибку, обвенчавшись почти без свидетелей. В результате на суде они не смогли доказать, что были на самом деле женаты.
Впрочем, видимо пара на самом деле неровно дышала друг к другу, так как даже все суды и заключение в Тауэре не помешали им зачать еще и второго ребенка. И опять им оказался сын. Это было уже слишком! После такого номера Катерину и Эдуарда развезли в разные места, чтобы они прекратили устраивать проблемы и головную боль бездетной и незамужней королеве Лизе.
В целом, надо сказать, что все эти злоключения пошли на пользу репутации Катерине. Потому что она одна единственная на тот момент из всего дома Тюдоров рожала здоровых сыновей, да еще и в экстремальных условиях. Поэтому английский парламент, несмотря на все ее личные приключения, настаивал, чтобы именно Катерина Грей была наследницей незамужней Елизаветы.
Впрочем, заключения, не пошли Катерине на пользу. Она заболела и в 27 лет покинула этот мир. Ее муж Эдуард Сеймур, граф Хартфорд, в дальнейшем был женат еще 2 раза. Причем третий раз он опять женится тайно (вот такой был любитель тайных браков). По крайней мере, один раз он попытается добиться признания законным его брака с давно ушедший в иной мир Катериной. Делал он это для того, чтобы статус его сыновей, рожденных Катериной, стал законным.
Но ничего не получилось, вредная Елизавета так и не простила племянницу. Ее брак так и не признали законным, а два сына так и остались в статусе бастардов. Изменит ситуацию только Яков I Стюарт, сын Марии Стюарт, после того, как станет законным английским королем.
Насмотревшись на злоключения старшей сестры, самая младшая из сестер Грей, Мария, поступила умнее. Говорят, она не была красавицей, да еще и была совсем маленького роста, чуть ли не всего 120 см. Но Маша была сообразительной девушкой. Нет, тетушка Лиза не разрешила ей выйти замуж. Мэри тоже вышла замуж тайно в 1565 году за начальника королевской гвардии Томаса Киза.
Но таились молодожены только от королевы Лизы. А вот для того, чтобы не получилось, как с Катериной, на венчание специально позвали нескольких родственников и друзей. Кроме того на бракосочетании присутствовали и слуги. Поэтому объявить брак недействительным, потому что нет свидетелей, в этом случае не получилось.
Надо сказать, что тогда, в августе 1565 года королеве Елизавете нанесли двойной удар. Сначала гонец привез новости из Шотландии, где королева Мария Стюарт выскочила замуж за своего двоюродного брата Генриха Дарнли. Я вас отсылаю к генеалогической таблице выше, чтобы вы оценили степень удара под дых английской королеве.
Дело в том, что Мария Стюарт и ее новый муж были внуками Маргарет Тюдор, причем вполне законными. Их мамы никогда не оказывались на плахе и брак с ними не аннулировали. И хотя, Генрих VIII не включил потомков своей сестры Маргарет в список наследников, у Марии и ее мужа были вполне реальные претензии на английский трон. По степени родства Мария Стюарт была даже ближе Тюдорам, чем сестры Грей, так как ее бабушка Маргарет была старше Марии Тюдор.
И тут еще и сюрприз от другой Маши - Грей. В общем, две Маши повергли королеву Елизавету в прострацию. И если Мария Стюарт на тот момент была хоть и не самой лучшей, но королевой Шотландии и могла делать почти все, что хочет, то с Марией Грей поступили просто.
Томаса Киза арестовали и больше Мария Грей своего мужа не видела. Он, кстати, смалодушничает и будет просить отпустить его из тюрьмы взамен на аннулирование брака. Но церковники изучат дело и причин для отмены брака не найдут. Женился, значит, женился. Отвечай теперь.
Саму Мэри в темницу не заключали, а отдали под домашний арест и не выпускали, пока Киз не умер в 1571 году. Кстати, она долгое время перебивалась на небольшие средства. Вот реально жила небогато, пока в конце 1577 года ее не восстановили при дворе в качестве фрейлины. Впрочем, после этого она долго не прожила и отправилась к сестре в возрасте 33 лет.
Вот такая суровая была королева Елизавета. Сама замуж не вышла. И племянницам всю личную жизнь перепортила.