Продолжаю рассказ о путешествии на «самую северную» точку Европы – мыс Нордкап.
Начало рассказа – путь от Мурманска о норвежской границы - можно почитать здесь.
Итак, утром 31 июля 2019 года я пересек российско-норвежскую границу в единственном пункте пропуска - КПП "Борисоглебск".
Из документов для въезда в Норвегию потребовались лишь шенгенская виза (у меня пятилетняя французская), а также свидетельство о регистрации машины и грин-карта (европейский аналог нашего ОСАГО). Интересно, что нигде (ни на российской границе, ни на норвежской) у меня не спросили наличие водительского удостоверения.
Норвежская приграничная территория – полная противоположность российской.
Если с нашей стороны - это сплошные военные базы, КПП и заборы с камерами, то с норвежской нет ни военных баз (либо они отлично замаскированы), ни заборов, ни камер.
Зато тут есть небольшие гостиницы, кемпинги, лодочки на озерах, и – самое удивительное – тут светит солнце. Более 200 км по территории Мурманской области я ехал под моросящим дождем, и как только пересек границу – сразу появилось солнце. Почему так – я не понимаю. Может у Солнца нет российской визы и его к нам не пускают?
Я сейчас напишу удивительную вещь, но – норвежские дороги вообще не отличаются от трассы «Кола», по которой я ехал до границы. Это такая же узкая дорога (по одной полосе в каждую сторону) с белой разметкой по обочинам и желтой разделительной.
Кстати, в Норвегии желтый разделитель везде, но в России такого цвета разделительная полоса лишь на приграничной территории. Видимо, наши выбрали такой цвет, чтобы норвежцам было привычнее ехать по нашей дороге (а они к нам за бензином часто ездят).
Норвежские дороги практически без обочин. А еще на них много оленей. В Мурманской области подобной живности мне не встретилось, хотя природа та же самая. Видимо, олени, как и Солнце, отказываются пересекать границу.
Разрешенная скорость на дорогах Норвегии – 80-90 км в час. Оштрафовать могут за превышение даже на 1 км в час (штраф – 600 крон, 4500 рублей). Хотя, проехав по Норвегии примерно 2500 км, я видел полицейскую машину только один раз.
С другой стороны, шансов разогнаться выше 90 км в час практически нет – дороги хоть и ровные, но постоянно петляют – вдоль рек, озер, фьордов.
Машин мало, поэтому ехать одно удовольствие. Для остановок есть специально оборудованные площадки - со столиками с лавочками. Но особо поражают туалеты.
Вот, например, туалет на такой стоянке у трассы где-то на холме, где на несколько километров нет никаких населенных пунктов. Никакой вони и грязи, чистота и туалетная бумага. Честно, я не знаю, как у них так получается, но получается.
От норвежской границы до Нордкапа – около 630 км. Самая интересная часть пути начинается после города Лаксэльв, когда дорога поворачивает строго на север и идет вдоль фьорда.
Нордкап расположен на острове на острове Магерейя. Раньше добраться туда с материка можно было лишь на пароме, но в 1999 году норвежцы прорыли на Магерейю тоннель. Этот тоннель длиной 6870 метров, а опускается под водой на 212 метров.
Но не это главное. Сначала проезд по этому тоннелю был платным. Но в 2012 году затраты на строительство тоннеля окупились, и тогда шлагбаумы снесли и проезд стал бесплатным.
Можете представить такое в России? И я - нет.