Найти тему
AutoHS - история автомобилей

«Закат эпохи»: автомобильная индустрия Японии в 90-00 годы

Оглавление

Продолжаем разбираться в истории автомобильной индустрии Японии. Сегодня я расскажу о том как развивалась отрасль с 1990-х и до наших дней.

Новые экономические реалии

Токио 1992 год
Токио 1992 год

В новое десятилетие Япония вошла как мощнейшая автомобильная держава, прочно удерживая лидерство по количеству произведенный автомобилей. В 1990 году в стране было произведено почти 14 миллионов автомобилей. Это самый высокий показатель, за всю историю производства!

На экспорт поставлялось более 70% автомобилей, что сделало автопром ключевой отраслью, приносящей миллиардные доходы в экономику страны. В начале 90-х автоиндустрия находилась на пике своего могущества, но это не могло продолжаться долго.

В 1991 году в стране разразился кризис известный как крах японского финансового пузыря. В результате кризиса, акции японский компаний стремительно обесценились, многие мелкие и средние компании и вовсе стали банкротами, а благосостояние японцев значительно ухудшилось, что сказалось на внутренних продажах.

Производство японских автомобилей с 1989 по 2018 года
Производство японских автомобилей с 1989 по 2018 года

Период стремительного процветания и многомиллиардных инвестиций, сменился периодом стагнации, который назовут потерянное десятилетие. Производство автомобилей упало до 10,5 млн. единиц, а это уровень 1980 года. Далее оно постепенно снижалось до 10 млн. единиц и только после 2001 года наметился небольшой рост, который был грубо прерван финансовым кризисом 2008 года, тогда производство сократилось до 8 млн. автомобилей в год.

Зачем менять Honda Accord 1985 года? Ей еще ездить и ездить.
Зачем менять Honda Accord 1985 года? Ей еще ездить и ездить.

Годы производства высококачественных, комфортабельных и надежных автомобилей, сыграло с производителями злую шутку. Потребители не желали отказываться от своих старых, но все еще отличных автомобилей, тем более в условиях кризиса. Средний возраст владения автомобиля вырос с 2 лет в 1990 году, до 10 лет к началу 2000-х.

Снижение продаж и увеличение операционных убытков, потребовало от японских компаний решительных действий и они последовали.

Оптимизация производства

Завода Тойота в США, штат Западная Виргиния
Завода Тойота в США, штат Западная Виргиния

Оптимизации, а проще говоря удешевлению производства можно достичь несколькими способами. Например вынести производство из Японии в другие страны. Этим активно занимались японские компании с начала 90-х. Так если в 1988 году, 88% автомобилей проданных в США японских машин были собраны непосредственно на родине, то через 20 лет ситуация кардинально изменилась, в 2008 году, только 30% машин были произведены в Японии.

Это касается и других стран, заводы открывались по всему миру, что вело к некоторым проблемам, так как культура производства разнится и не всегда удается поддерживать высокое качество продукции. В целом автомобили из Японии более надежны, чем собранные за ее пределами.

Спрос падал не на все автомобили, на внедорожники он вырос на 25% в 1994 году
Спрос падал не на все автомобили, на внедорожники он вырос на 25% в 1994 году

Еще один способ удешевить производство сократить разнообразие модельного ряда и комплектаций. Если к концу 80-х наличие в линейке компактного автомобиля с двухвальным двигателем, турбонаддувом и управляемым шасси, считалось само-собой разумеющимся, то в начале 00-х эти опции остались только в люксовых (читай дорогих) автомобилях. А системы 4WS, теперь не встретить даже в них. Это вылилось в еще одну проблему.

Технологическое отставание

Рейтинг мировых компаний по НИОКР, КамАЗ кстати на 2260 месте)
Рейтинг мировых компаний по НИОКР, КамАЗ кстати на 2260 месте)

Сегодня японские производителя не находятся на острие технического прогресса. Согласно отчету EU Industrial R&D Investment Scoreboard за 2016 год Volkswagen потратил на научные исследования (НИОКР) 13,7 млрд. евро, GM 7,7 млрд., Daimler и Toyota по 7,5 млрд. Хотя затраты на НИОКР нельзя считать прямым мерилом технологической продвинутости компании, определенные выводы сделать из этих данных можно и они не в пользу японских предприятий.

Какие можно извлечь выводы из всего вышесказанного? Япония постепенно теряла свое лидерство в мировой автопромышленности. С начала 2000-х, к традиционным конкурентам из Европы и США, японцы столкнулись с жесткой конкуренцией из Китая и Южной Кореи.

BMW Z4 и Toyota Supra
BMW Z4 и Toyota Supra

Я придерживаюсь мнения, что золотое время автомобилей из Страны восходящего солнца прошло, но это не значит, что японские автомобили превратились в хлам, нет, просто они уже не лучшие в мире. А как Вы считаете?

Статья получилась довольно объемной, но даже так мне не удалось охватить все моменты, тема довольно обширная. Спасибо, что прочитали до конца, если понравилось не забудьте поставить палец вверх 👍 и подписаться на канал. Благодарю за поддержку)

Читайте также: Как Япония становилась автомобильной сверхдержавой 80-90 годы