Евангельская заповедь «подставь левую щеку» (которая вовсе и не заповедь) известна всем, но правильно ее понимают лишь единицы. Почему же Иисус предлагал подставляться под удар?
Сейчас разберемся
Для начала смотрим на евангельский отрывок:
Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; (Мф. 5:38-42)
Стандарт справедливости Ветхого Завета: «Око за око, и зуб за зуб». То есть обычная месть. Иисус считает, что такой принцип деструктивен, поэтому предлагает новый принцип, который способен прервать замкнутый круг взаимных отмщений (который, как это часто бывало в ветхозаветную эпоху, приводил к кровавой бане и легким всплескам геноцида).
Что это за новый принцип?
Если ты знаком с Евангелием, то наверняка знаешь, что Иисус всегда рассказывал о сложных вещах так, чтобы их мог понять любой. Его любимый прием — объяснение на простых и понятных аудитории примерах: пастухам Он рассказывал о пастырях и овцах, землепашцам — о зернах и плодородной земле.
Данный эпизод не исключение. Иисус использует знакомую жизненную ситуацию.
Он неслучайно говорит об ударе по правой щеке. Такая пощечина (тыльной стороной руки) не просто удар, а оскорбление. По правилу мести ответ должен быть симметричным, то есть таким же оскорбительным — отличное начало многолетней кровной мести с частыми жертвами среди малопричастных родственников.
ИЛИ можно сделать так, как предлагает Иисус: подставить другую щеку. То есть проявить великодушие.
Великодушие?
Именно так. Предложением ударить по левой щеке ты даешь обидчику шанс исправиться: давай, ударь еще раз, только нормально, как равного.
Тот может отказаться, а может и ударить (что, возможно, станет началом драки), но в обоих случаях конфликт будет исчерпан здесь и сейчас: замкнутый круг взаимной мести разорвется не успев закрутиться.
И все потому, что ты первым понизил градус напряженности тем, что превратил попытку серьезного оскорбления в легкую потасовку, которая забудется на следующий день. В этом и заключается великодушие — в первом шаге к миру: вместо разжигания конфликта — быстрое его решение.
Получается, что предложение ударить по левой щеке — умный и дальновидный ход, а не банальное приглашение избить тебя на глазах у друзей.
Зачем это нужно?
Такое поведение позволяет исполнять главную заповедь — заповедь любви — даже в сложных конфликтных ситуациях. Легко любить друг друга, когда тебя окружают мирные спокойные люди. Но что делать, если ты оказался в агрессивной среде?
Ответ: ищи умные и дальновидные решения, которые снизят градус конфликта.
Именно об этом и говорит Иисус в эпизоде с пощечиной.
______________
Подписывайся на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.