Пресс-конференцию крупнейшей дальневосточной рыбацкой Ассоциации посвятили наиболее острым вопросам.
Кунгас раздора
Юридический коллапс возник у островных рыбаков как раз на старте главной путины года. Так назвал сложившуюся к началу июля ситуацию президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) и депутат облдумы Максим Козлов. А причина проста — по иску представителей погранслужбы в конце июня местный суд приравнял бригадиров прибрежного лова к капитанам рыбопромысловых судов.
Самим рыбакам подобное сравнение, даже при избытке фантазии, никогда бы и в голову не пришло. Во-первых, никто из бригадиров не имеет для этого специального образования судоводителя и дипломов установленного образца. Во-вторых, используемые ими плавсредства можно спутать с настоящим судном, лишь крепко зажмурив глаза, — настолько уж отличаются от него по конструкции, назначению и мерам безопасности применяемые на прибрежном промысле кунгасы, щелевики и прочие лодки-маломерки. Наконец, все минувшие десятилетия пограничники по ним никаких претензий не предъявляли, но в этом году все вышло как в известном выражении отечественного политика Виктора Черномырдина: «Никогда не было, и вдруг опять…»
— Мы все неожиданно стали потенциальными нарушителями, — констатировал Козлов. — Я вчера обратился к руководству Росрыболовства за разъяснениями. Надеемся донести остроту ситуации до российской Погранслужбы и Минсельхоза.
Заметим: в патовую ситуацию попало более 100 сахалинских компаний, которые используют около трех тысяч подобных плавсредств. Теперь, чтобы доставлять лосося с неводов на берег, каждому рыбопромышленнику придется потратить на переоформление документов около 200 тысяч рублей, да еще по 5 тысяч за одну лишь лодку. Однако, когда первые из них обратились в морспасслужбу за документами о безопасности мореплавания, в ответ услышали — маломерному флоту подобные разрешения не нужны, их выдают лишь дипломированным капитанам и владельцам больших рыболовных судов. Таким образом, порочный круг замкнулся. А ведь в начале июля путина открыта на северо-западном, северо-восточном и части юго-восточного побережья Сахалина, на 15 июля ее старт намечен и в заливе Терпения.
Как добавил выступавший, июньский судебный прецедент чреват немалыми неприятностями и для наших соседей по региону. Промысел лососевых с помощью точно таких же маломерок уже ведут на Камчатке, в путину уже включаются магаданские, приморские, хабаровские и все остальные рыбаки.
— Без Москвы, — уточнил Козлов, — мы этот вопрос урегулировать не сможем.
Особенности страды
На пресс-конференции прозвучали и новости с прошедшего накануне первого заседания штаба дальневосточной лососевой путины. Самая главная из них — ученые на судне «ТИНРО» провели очередную съемку близ Курил и смогли определить, какое количество горбуши ожидается в Охотском море. Президент АРСО напомнил: ранее на восточном побережье Сахалина планировалось взять 6,7 тысячи тонн горбуши. Теперь, по уточненным прогнозам, ожидается вылов уже 38 тысяч тонн этого вида лососевых, что, естественно, настраивает рыбаков на оптимистичный лад.
Впрочем, в других промысловых районах картина представляется иной. По свидетельству Козлова, в заливе Анива и на юго-западе острова лов горбуши запрещен. После долгих колебаний ученых в заливе Терпения путину все же решено открыть, хотя и с особыми мерами регулирования. В частности, будут введены так называемые проходные дни, чтобы рыба добралась до речных нерестилищ. Кстати, такой же режим — трое суток пропуска — четверо суток промысла — рекомендовано установить и еще на трех участках островного побережья.
С 8 июля его планируется ввести в районах от мыса Елизаветы до мыса Терпения, от мыса Соймонова до мыса Свободный и от мыса Елизаветы до мыса Погиби.
Это по вполне понятным причинам уже вызвало негативный отклик у рыбаков. Как подтвердил выступавший, периоды открытия неводов нередко совпадают со штормовой погодой, а в итоге за всю путину полноценный промысел продолжается всего две, максимум три недели. Вдобавок на северо-западном и северо-восточном побережье Сахалина в нынешний сезон длина неводов не превысит 1,5 километра, а на юго-востоке и их вовсе предложили не выставлять в море далее одного километра. Очередное ограничение тоже скажется на уловах островных промысловиков.
В клешнях проблем
Значительную часть пресс-конференции посвятили крабовой теме, поднятой еще в позапрошлом году сахалинскими рыбаками и их коллегами из других регионов страны. Несмотря на протесты отраслевых объединений, борьбу ряда депутатов и сенаторов, итог однозначен: в мае вступил силу федеральный закон, согласно которому 50 процентов квот на краба будут продавать с аукционов.
— Сейчас в работе находится несколько нормативных актов, которые касаются проведения торгов, строительства краболовных судов и других вопросов, — пояснил ход событий председатель правления АРСО и депутат облдумы Дмитрий Пашов. — До сентября, скорее всего, аукционы проведут. Две большие сахалинские краболовные компании участвовать в них не будут. Мы просто не верим, что ресурсы достанутся тем, кто многие десятилетия занимался этим промыслом.
А если возможности для работы съежились едва ли не вдвое, то неизбежны и следующие шаги. С нового года на Сахалине начнется сокращение флотилии краболовов, будут увольняться или переводиться в резерв специалисты. И тем дело, похоже, не закончится — в федеральной антимонопольной службе начали поговаривать о возможности в будущем выставлять на аукционы не только краба, но еще и минтая, палтуса, треску и другие виды. Таким образом, исторически сложившийся в отрасли принцип распределения ресурсов могут окончательно разрушить.
А это, по мнению Пашова, повлияет на стабильную деятельность многих предприятий, потерявших ясную перспективу. Неслучайно в прошлом году островной регион покинула одна из крупных рыбопромышленных компаний. По сути, в Холмском районе потеряно более 200 рабочих мест, а ведь эти люди были заняты на переработке 65 тысяч тонн водных биоресурсов, что составляет около 10 процентов общего вылова сахалинцев. Понятно, что заметных поступлений теперь недосчитаются и местные бюджеты.
Еще сложнее складывается сегодня обстановка на рыбокомбинате «Островной», в возрождение которого в свое время вложили инвестиции именно сахалинские краболовы.
Пашов напомнил: все началось с нашумевшего обращения островитян в 2016 году по прямой линии к президенту Владимиру Путину. Тогда под эгидой губернатора области был создан штаб, взявшийся за погашение долгов по зарплате и налоговым отчислениям, запуск комбината в работу, привлечение средств. Якорным инвестором выступил «Курильский Универсальный Комплекс», чей проект начали реализовывать в рамках территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Южные Курилы». Но весной 2019 года стало известно о возбуждении уголовного дела, в рамках которого позже задержали бывшего зампреда областного правительства Игоря Быстрова, якобы подозреваемого в злоупотреблении властью.
— Мне некорректно давать комментарий, поскольку идет следствие, — сказал Пашов. — Но субъективное мнение таково: уровень этих разбирательств и их причина лежат в несколько иной плоскости.
В ходе пресс-конференции руководители АРСО и депутаты облдумы затронули также темы любительского лова лососевых, борьбы с браконьерством, поддержки Сахалинского морского колледжа и ряд других.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!