Победитель
1 Это слова, которые Тьма сказала потерявшемуся и отчаявшемуся Белому, чьи глаза горели слезами жалости и растерянности.
Тьма
2 Мне жалко видеть тебя в отчаянии и слабым в этот переломный момент. Ты жалкий и беспомощный. Оно не стоит и твоих подметок, Белый. Как ты попал в это состояние, столь далекое от пути к освобождению?
3 Не уступай этой слабости. Восстань с храбрым сердцем и уничтожь врага.
Белый
4 Как я могу заставить себя сражаться против Бхишмы и Дроны, достойных почтения? Как я могу, Тьма?
5 Конечно, было бы лучше прожить свою жизнь попрошайкой, чем убивать этих великих и достойных людей! Если я убью их, каждое удовольствие, которое я найду, будет отравлено.
6 Я даже не знаю, что было бы лучше, чтобы мы победили их или чтобы они победили нас. Сыновья Дхритараштры противостояли нам; но зачем нам жить, если мы их убьём?
7 Моя воля парализована, и я совершенно сбит с толку. Скажи мне, какой путь лучше для меня. Позволь мне быть твоим учеником. Я упал к твоим ногам; дай мне наставление.
8 Что может преодолеть печаль, которая истощает всю мою жизненную силу? Даже власть над людьми и богами или богатство империи кажутся пустыми.
Победитель
9 Так Белый, великий воин, говорил со Тьмой. Со словами: «О Тьма, я не буду сражаться», - он замолчал.
10 Когда они стояли между двумя армиями, Тьма улыбнулась и ответила Белому, который впал в отчаяние.
Тьма
11 Вы говорите искренне, но у вашей печали нет причин. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.
12 Никогда не было времени, когда мы с тобой и цари, собравшиеся здесь, не существовали, и не будет времени, когда мы перестанем существовать.
13 Как один и тот же человек обитает в теле в детстве, юности и старости, так и в момент смерти он достигает другого тела.
Мудрые не введены в заблуждение этими изменениями.
14 Когда чувства соприкасаются с объектами чувств, человек испытывает холод или жар, удовольствие или боль. Эти переживания мимолетны; они приходят и уходят. Неси их терпеливо, Белый.
15 Те, на кого не влияют эти перемены, кто одинаков в удовольствии и боли, действительно мудры и пригодны для бессмертия. Отстаивайте свою власть и осознайте это!
16 У неустойчивого нет реальности; реальность заключается в вечном. Те, кто видел границу между этими двумя, достигли конца всех знаний.
17 Осознай то, что пронизывает вселенную неразрушимо; никакая сила не может повлиять на эту неизменную, нетленную реальность.
18 Тело смертно, но то, что обитает в теле, бессмертно и неизмеримо. Поэтому, Белый, сражайся в этой битве.
19 Один считает, что он убийца, другой считает, что он убит. Оба невежественны; нет ни убийцы, ни убитого.
20 Ты никогда не был рожден; ты никогда не умрешь. Ты никогда не менялся; ты никогда не будешь меняться. Нерожденный, вечный, неизменный, извечный, ты не умрешь, когда умрет твоё тело.
21 Осознав это неразрушимое, вечное, нерожденное и неизменное, разве можешь ты убить или заставить убить другого?
22 Точно также, как человек выбрасывает поношенную одежду и приобретает новую, изнашивается тело, новое приобретает самосознание, которое живет внутри.
23 Самосознание не может быть пронзено кинжалом или сожжено огнем; вода не может намочить его, и ветер не может высушить его.
24 Самосознание не может быть проколото или сожжено, стать влажным или сухим. Оно постоянно и бесконечно, стоит на неподвижном фундаменте вечности.
25 Самосознание непроявлено, находится вне всякой мысли, вне всяких изменений. Зная это, не стоит горевать.
26 О могущественный Белый, даже если ты веришь, что сам подвержен рождению и смерти, ты не должен скорбить.
27 Смерть неизбежна для живых; рождение неизбежно для мертвых. Поскольку это неизбежно, вы не должны печалиться.
28 Каждое существо сначала не проявлено, а затем достигает проявления. Когда его конец наступил, он снова становится непроявленным. На что тут сетовать?
29 Великолепие самосознания видят немногие, и некоторые описывают его; некоторые слушают, но многие его не осознают.
30 Сознание всех существ, живущих в теле, вечно и не может быть повреждено. Поэтому не горюй.
31 Учитывая вашу дхарму, вы не должны колебаться. Для воина нет ничего выше, чем война против зла.
32 Воин, стоящий лицом к лицу с такой войной, должен быть доволен, Белый, потому что ему открывается врата в рай.
33 Но если вы не будете участвовать в этой битве против зла, вы понесете грех, нарушив свою дхарму и свою честь.
34 История вашего бесчестья будет повторяться бесконечно: и для человека чести, бесчестье хуже смерти.
35 Эти храбрые воины будут думать, что вы вышли из боя из-за страха, а те, кто раньше уважал вас, будут относиться к вам с презрением.
36 Ваши враги будут высмеивать вашу силу и говорить то, что не следует говорить. Что может быть более болезненным, чем это?
37 Смерть означает достижение небес; победа означает наслаждение землей. Поэтому встань, Белый, давай сражаться!
38 Сделав себя похожими на боль и удовольствие, прибыль и убытки, победу и поражение, участвуйте в этой великой битве, и вы будете освобождены от греха.
39 Вы уже знаете учение Санкхьи, Белый; Теперь я вам расскажу о принципах йоги. Практикуя их, вы можете разрушить узы кармы.
40 На этом пути усилия никогда не проходят напрасно, и в этом нет неудачи. Даже небольшое усилие к духовному осознанию защитит вас от величайшего страха.
41 Те, кто идет по этому пути, решая глубоко внутри себя искать меня, обретают искренность и целеустремление . Для тех, кому не хватает решимости, жизненные проблемы являются разветвленными и бесконечными.
42 Есть неотесанные люди, которые употребляют красивые как цветы слова и очарованы буквой закона, ничего больше не желая.
43 Их сердца полны эгоистичных желаний, Белый. Их представление о рае - это их собственное наслаждение, а стремлением всей их жизни является желание удовольствий и власти. Плодом их действий является постоянное перерождение.
44 Те, чей разум уносит стремление к удовольствию и силе, не способны следовать высшей цели и не достигнут самадхи.
45 Священные Писания описывают три гуны. Но вы должны быть свободны от действия гун, утвердившихся в вечной истине, обладающих самоконтролем, без какого-либо чувства двойственности или желания наварить и копить.
46 Подобно тому, как водохранилище мало пригодно, когда вся сельская местность затоплена, Священные Писания мало полезны для зрячих мужчины или женщины, которые во всем видят высшую природу.
47 Ты имеешь право на работу, но никогда не на плод труда. Вы никогда не должны вовлекаться в действия ради награды и не должны стремиться к бездействию.
48 Выполняй работу в этом мире, Белый, как человек, утвердившийся в себе без эгоистичных привязанностей в успехе и поражении. Для йоги идеальна ровность мышления.
49 Ищите убежища в отношении отрешенности и вы накопите богатство духовного осознания. Те, кто руководствуется только желанием плодов действия, несчастны, потому что они постоянно беспокоятся о результатах того, что они делают.
50 Однако, когда сознание уравновешенно, напрасная тревожность остается позади. Там нет причин для беспокойства, идут ли дела хорошо или плохо. Поэтому посвятите себя дисциплинам йоги, потому что йога - это мастерство в действии.
51 Мудрые объединяют свое сознание и отказываются от привязанности к плодам действий, которые привязывают человека к постоянным перерождениям. Таким образом, они достигают состояния за пределами всего зла.
52 Когда ваш ум преодолеет путаницу дуальности, вы достигнете состояния святого безразличия к вещам, которые вы слышите, и вещам, которые вы слышали.
53 Когда вы не затронуты путаницей идей и ваш разум полностью объединен глубоким самадхи, вы достигнете состояния совершенной йоги.
Белый
54 Расскажи мне о тех, кто живет в мудрости, осознавая себя, о Тьма. Как они говорят? Как сидят? Как двигаются?
Тьма
55 Они живут в мудрости, которые видят себя во всем и всё в себе, которые отреклись от всех эгоистичных желаний и чувств, жаждущих мучить сердце.
56 Не затронутые горем и жаждой удовольствий, они живут свободными от похоти, страха и гнева. Укоренившиеся в сосредоточении сознания на объекте созерцания, они действительно мудры.
57 Не скованные больше эгоистичными привязанностями, они не воодушевлены благоприятной удачей и не угнетенны депрессией. Таковы зрячие.
58 Как черепаха втягивает свою голову, мудрые могут втягивать чувства по своему желанию.
59 Стремящиеся воздерживаются от чувственных удовольствий, но они все еще жаждут их. Все эти желания исчезают, когда они видят высшую цель.
60 Ураган чувств может снести разум даже тем, кто уверенно прокладывают дорогу.
61 Они живут в мудрости, которая подчиняет их чувства и держит их мысли когда-либо поглощенными мной.
62 Когда вы продолжаете думать об объектах чувств, приходит привязанность. Привязанность порождает желание, жажду одержимости, которая обжигает до гнева.
63 Гнев затеняет суждение. Вы не cможете учиться больше на прошлых ошибках. Потерянность - это способность выбирать между мудрым и неразумным, и вашей жизнью полной отбросов.
64 Но когда вы движетесь в мире чувств, свободном от привязанности и отвращения, 65 наступает мир, в котором заканчиваются все страдания, и вы живете в мудром самосознании.
66 Разделенный ум далек от мудрости; разве он может сосредоточить сознание на объекте созерцания? Как быть в мире? Когда ты не знаешь покоя, как ты можешь узнать радость?
67. Когда вы позволяете своему разуму следовать зову чувств, они уносят вас рассудок, как шторм уносящий лодку от ее намеченного курса в море.
68 Используйте всю свою силу, чтобы освободить чувства от привязанности и отвращения, и жить в полной мудрости самосознания.
69 Так мудрый осознает свет в ночи всех существ. То, что мир называет днем - это ночь невежества мудрых.
70 Как реки впадают в океан, но не могут его переполнить, текут потоки чувственного мира в море спокойствия, которое и есть мудрость. Но это не так с вожделением желанного.
71 Они навсегда свободны, отрекаясь от всех эгоистичных желаний и отрываясь от эгоклетки «я», «мне» и «моё», чтобы соединиться с высшей природой.
72 Это величайшее состояние. Добейтесь этого и переходите от смерти к бессмертию.