Найти тему
1520. Все о путешествиях

Загадка вагонов метро: зачем нужны эти странные треугольники?

Сегодня я выступлю в необычном жанре и загадаю загадку, над которой давно думаю, и прогуглил уже весь Интернет. Даже эксперты не знают на нее точного ответа (но об этом ниже). Если коллективный разум моей аудитории найдет решение, то обещаю написать отдельный пост.

Я люблю рассматривать вагоны. В том числе вагоны метро. Смотреть на некоторые детали и задаваться вопросом: зачем тут одно, другое, третье...

И среди таких вещей мне не давали покоя странные треугольники с торцевой части вагонов метро. Вот такие:

-2

В какой момент эти треугольники стали появляться на поездах, я точно не знаю. Вполне возможно, что, начиная с самых первых советских вагонов типа «А» (середина 1930-х годов). По крайней мере, на фотографии вагона 21, который чудом спасся благодаря продаже байкерам (об этом подробнее тут), эти треугольники уже есть. Может, они родные, а, может, их приделали при какой-нибудь реставрации или предпродажной подготовке.

Фото: wikimedia
Фото: wikimedia

Есть эти треугольники и на вагоне типа А, волею судеб заброшенном в ереванское метро.

-4

Ну а на последующих типах вагонов они есть повсеместно.

Фото: Артем Светлов / trainsphoto
Фото: Артем Светлов / trainsphoto

Вот тут они хорошо видны.

-6

В Сети есть много фотографий каких-нибудь старых, грязных, запылившихся вагонов. И везде есть эти штуки.

-7

Лишь однажды я наткнулся на фото, где эти проушины были сложены. Это произошло, когда несколько лет назад в московском метро расцепились вагоны (кажется, на станции Серпуховская).

-8

Устанавливали эти треугольники вплоть до середины 2010-х годов. Они еще есть и на вагонах типа «Русич».

Фото: utranssite.org
Фото: utranssite.org

«Ставили бездумно 70 с лишним лет»

Полгода назад я попал на лекцию знатока петербургского метро Дмитрия Графова. Среди прочего он завел речь об этих треугольниках. Я обрадовался, что сейчас мне откроется тайна.

«Наверняка многие из вас обращали внимание на непонятные элементы треугольного вида. Что это такое мне не смог сказать даже никто из старожилов на заводе имени Егорова, которые сроили вагоны 40 лет. Они говорят: как было в чертежах на вагонах типа А, так мы и ставим до сих пор. Получается, что их бездумно ставили 70 с лишним лет», – сказал Дмитрий Графов.

Он выдвинул гипотезу, зачем нужны эти треугольники, подчеркнув, что это лишь предположение. По его мнению, советские инженеры скопировали эти элементы у иностранных коллег.

«Если вы помните, раньше, когда были двух- трехвагонные трамвайные поезда, то там между вагонами были натянуты пружины, чтобы пассажиры не попытались пролезть между вагонами и не попали под колеса. Можно предположить, что у наших иностранных коллег точно такие же предохранительные конструкции были на вагонах метро, чтобы люди не перешагивали межвагонное пространство», – сказал Дмитрий Графов.

Кстати, по его словам, еще одним необъяснимым элементом стали ручки на дверях первых советских вагонов. За рубежом ручки другой конструкции нужны, чтобы пассажиры могли открывать двери на станциях. В Москве изначально все двери открывались автоматически, но ручки все равно сделали. Их можно разглядеть на дверях восстановленных вагонов типа А.

-10

Но, вернемся к загадочным треугольникам. Может, кто-то из читателей моего блога знает, зачем они нужны на самом деле. Я буду рад, если вы напишите объяснение в комментариях, и тогда мы раскроем читателю всю правду.