Немецкая бронетехника имела множество особенностей, начиная с метода изготовления и закалки стали и заканчивая окрасом. Педантичные немцы часто использовали заготовки, не совсем подходящие для новой модификации танка… Иногда, то же самое касалось и покраски боевых машин. Отличный пример – серый окрас бронетехники.
Немецкие схемы камуфляжей до 1939 года.
Схему окраса танков в серый цвет приняли в 1939 году, когда департамент поставок вооружения разрабатывал новую схему окраса.
До этого, схема камуфляжей менялась дважды. С 1927 года, вся техника красилась в тёмно-серый, тёмно-зелёный, тёмно-жёлтый и коричневый цвета. До 1937 года пятна выделяли чёрным контуром.
После 1937 года, палитра камуфляжа сильно сократилась до коричневого и тёмно-серого. Коричневые линии наносились на базовый серый. Однако, к началу войны поставки коричневого цвета в войска были не постоянными и многие машины оставались серыми.
Как и зачем наносили цвета?
До 1937 года танки поступали в войска с уже готовыми камуфляжами. Это упрощало подготовку боевой машины, но с другой стороны, цвета могли не подходить к театру боевых действий. Последующие годы, вплоть до 1945 года, камуфляжи наносили в ремонтных бригадах на усмотрение командиров и экипажей.
Что касаемо выбора цветов, то акцент был сделан на серый не из-за прихоти, а из практичности. Наносить один основной цвет куда проще и дешевле. К тому же, тактика блицкрига подразумевала внезапное нападение, преимущественно ранним утром. Летом и весной, над землёй ещё был туман, на фоне которого, серые танк были едва заметны.
В дальнейшем, танки не перекрашивали по причине необходимости в асфальтированных дорогах, от которых зависела скорость поставок. Немцы видели преимущества серого окраса даже в передвижении. В Европе шассе часто имели асфальтированное покрытие, на котором с воздуха очень сложно увидеть что-либо похожего цвета. Вражеские бомбардировщики не могли вести точную бомбардировку немцев.
И напоследок – люфтваффе практически всегда завоёвывали господство в воздухе, а чтобы не терять темпы наступления, танки не направляли в ремонтные бригады на перекраску.
Почему же отказались от серого цвета?
Базовые серые цвета может и были хорошим решением для Европы, но вот война в северной Африке и СССР показали, что серый танк на зелёном или жёлто-песчаном фоне, как яркое пятно на чистом холсте.
В СССР до 1942 года танкисты часто красили танки самостоятельно, находя краски на захваченных территориях, а в северную Африку поставляли жёлто-коричневую краску, которую наносили поверх основного цвета.
Чем заменили серый?
После зимы 1942-1943 года, основным цветом стал тёмно-жёлтый, в который окрашивались все новые боевые машины, или танки, проходящие модернизацию на заводах.
Для Африки танки дополняли жёлто-оливковыми полосами, а на восточный фронт красно-коричневый и тёмно-зелёный цвета.
После 1944 года, все танки имели стандартную палитру из тёмно-жёлтого или жёлто-оливкового базового цвета, а также пятна или полоски красно-коричневого и тёмно-зелёного цветов. По мнению немцев, это было самое лучшее сочетание для восточного и западного фронта.
Отдельного внимания заслуживает засадный трёхцветный камуфляж, состоящий из полосок или пятен, на которые наносили мелкие треугольники и точки. Камуфляж наносился прямо на заводе.
В 1945 году, заводы прекратили красить танки и выпускали их прямо в оксидной красно-коричневой грунтовке. Палитры цветов сильно сократились, а среди возможных камуфляжей встречались обычные ровные линии, которые помогали «сломать» силуэт танка, но куда хуже скрывали его от глаз неприятеля.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.