Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
Считается, что джаз родился в Новом Орлеане. На самом деле эта музыка на рубеже XIX и XX столетий зарождалась и росла одновременно в нескольких регионах американского Юга, но миф уже так укоренился, что опровергать его бесполезно. Тем более что сам город Нью-Орлеан, его жители, его руководство и особенно его бизнес очень хорошо понимают маркетинговую ценность репутации «родины джаза». Да что там, в Нью-Орлеане даже аэропорт назван именем Луи Армстронга!
Есть в Нью-Орлеане и Музей Джаза.
New Orleans Jazz Museum находится в здании, где в XIX столетии находился Old U.S. Mint, Старый монетный двор — там делали деньги и для США, и — в годы Гражданской войны середины позапрошлого века — для Конфедерации, начеканив за позапрошлый век около 427 миллионов серебряных и золотых монет. Потом в этом здании была федеральная тюрьма, в которой, уже в ХХ веке, сидели главным образом бутлегеры — нарушители «сухого закона». А теперь там Музей Джаза.
Музей был создан в 1961 году, первоначально как частная инициатива. Его коллекции переезжали с места на место, пока в 1977 г. не были подарены Государственному музею штата Луизиана и в начале 1980 г. открылись для публичного доступа там, где они находятся и сейчас — в Старом монетном дворе. Здание пострадало в дни урагана «Катрина» в 2005 г., но в 2008 открылось снова, и в последние годы Музей джаза Нью-Орлеана занял уже все этажи здания, а не только второй, как раньше.
Входим в общедоступную часть помещений Нью-Орлеанского Музея Джаза. Девиз музея — Jazz in the very place it was born («Джаз в том самом месте, где он родился»). Вряд ли, конечно, джаз родился именно в федеральной тюрьме, но что Нью-Орлеан был одним из важнейших центров формирования профессиональной популярной музыки, из среды которой родилось джазовое искусство — это точно. В дни, когда мы посетили Музей, он показывал выставку, посвящённую Луи Прима (1910-1978) — самому знаменитому итало-американцу из Нью-Орлеана.
Луи Прима начинал музыкальную карьеру в родном городе, и даже когда переехал в Нью-Йорк в 1934, первый свой нью-йоркский ансамбль упрямо назвал Prima and his New Orleans Gang.
Музей джаза представляет не только выставки: у него есть и постоянная экспозиция.
Вот этот ободранный корнет — почти точно тот самый инструмент, на котором в воспитательном доме для малолетних преступников учился играть 13-летний Луи Армстронг.
Типичный инструментарий джаг-бэнда — уличного ансамбля ударных инструментах. Именно в таких jug bands выковывалась в начале прошлого века ритмика, лёгшая в основу джазового ритма.
Дар легендарного Папы Джека Лэйна, одного из корифеев ранней нью-орлеанской сцены. Дарственную надпись первому хранителю Музея — Эдмонду «Доку» Сушону — старенький Папа сделал от широкой души прямо на всю ширину своего барабана.
А ещё на третьем этаже Нью-Орлеанского Музея Джаза находится небольшой концертный зал, где джазовые концерты проводятся не просто регулярно, а целых 365 раз в год (но не обязательно каждый день, а иногда по несколько в течение одного дня). В день нашего посещения, 2 июля 2019, например, играл самодеятельный джаз-ансамбль работников Национальной службы парков США. И неплохо играл!
Механическое пианино (пианола) из коллекции New Orleans Jazz Museum. Если вставить валик с механической записью нот популярной пьески, оно играло само по себе, без пианиста.
А теперь входим в святая святых Музея Джаза! Это — рабочая зона. Этих внутренностей New Orleans Jazz Museum не видят обычные посетители — только сотрудники, профессиональные исследователи и специальные гости.
Нас вывели на галерею, чтобы попасть в рабочую зону музея. Оттуда открывается любопытный вид.
Бросим взгляд на хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза.
Это не просто склад контрабасов: каждый инструмент — с историей, каждый принадлежал какому-то известному музыканту. То же касается и всех инструментов из богатейшей коллекции Музея.
В коллекции Музея джаза есть и самые разные устройства для записи и воспроизведения звука из разных эпох — и каждое из них тоже обладает собственной историей и появилось в Музее не просто так.
В коллекции New Orleans Jazz Museum , конечно, гораздо больше, чем два фонографа. Это самые ранние коммерческие устройства для записи и воспроизведения звука (конец XIX или начало XX века). Эти два — некомплектные: нет рупоров-усилителей и ещё кое-чего по мелочи.
Богатейшая коллекция исторических инструментов New Orleans Jazz Museum. Вот эта труба принадлежала Диззи Гиллеспи.
Позолоченный мундштук для трубы модели Schilke LA2, сделанный специально для Луи Армстронга — самого знаменитого уроженца Нью-Орлеана. В 1970 Армстронг подарил мундштук своему другу Флойду Левину, а тот в 1988 г., в свою очередь, подарил его Музею.
И у каждого из этих инструментов тоже есть своя история...
Мы не прощаемся с Нью-Орлеаном: в скором будущем наш канал расскажет и о других любопытных джазовых учреждениях в «Городе-полумесяце» (Crescent City), или Большом Ленивце (Big Easy), как называют его жители.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!