И опять про мам)))
Про многих мам, потому что большинство их было воспитано на вине и критике.
Виноватой маме нельзя сказать "я не хочу суп", ведь она об это ранится, попадает в вину и либо обижается: "ну вот, конечно, никому не нужен мой суп", либо нападет и виноватит в ответ: "что тебе, сложно суп съесть, я же так старалась!".
Виноватой маме нельзя сказать, что что-то из того, что она предлагает не подходит, потому что в ответ услышишь обиженное: "ну, извини". И уж, конечно, такой маме не будешь рассказывать о своих проблемах, ведь когда внутри и так не сладко, хочется поддержки, а не чужого страха, вины и другого груза, который ляжет на детские плечи.
Рядом с такой мамой ребенок узнает про себя:
- Я раню, я опасен для самых любимых. Любое мое проявление своих хочу и не хочу, любое несогласие, ни дай бог злость, разрушительны и обижают маму. Я живой - я уничтожающий близкого, опасный, приносящий боль, которую, будучи импатичным, сам остро переживаю.
- Нужно всегда быть взрослым, понимающим, принимающим. Любовь - это предоставлять себя другому и никогда не нагружать собой.
- Любые сложные чувства (злость, обида, боль, страх) нужно оставлять при себе, жить не наружу, а внутри, а в идеале - не чувствовать.
- Нужно быть сверхчутким к окружающим, чтобы не поранить их случайно.
- Я - единственная опора для самого себя. Взрослый рядом сам нуждается в опоре.
Ребенок из любви к родителю закупоривает себя внутри, считая небезопасным для мира, и растет только своей взрослой сверхустойчивой (и за себя и за родителя) частью, которая так востребована семейной системой.
И это сложный путь назад: к контакту со своей жизнью на глубине и усилию проявлять ее наружу, к разрушению идеи я-живой=я-ранящий, к открытию, что можно опираться не только на себя.
Психолог Татьяна Фишер (Фирсова)