Найти в Дзене
Наталья Швец

История Неизвестной

Репродукция картины Ивана Крамского "Портрет Неизвестной"
Репродукция картины Ивана Крамского "Портрет Неизвестной"

Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил портрет неизвестной на XI выставке Товарищества передвижников, разгорелся скандал. Возмущение вызвал факт появления дамы без имени среди прочих «своих» портретов выставки...

Картина "Неизвестная" Ивана Крамского известна практически всем и никого не оставляет равнодушным. Лично я в детстве была просто восхищена красавицей и мечтала хотя бы немного быть на нее похожей. Больше всего интересовало - кто она? Моя мама считала, что на картине изображена Анна Каренина. А так как внешность толстовской героини была списана с дочери Пушкина Марии Гартунг, следовательно, как вариант - это могла быть она.

Став постарше и полюбив поэзию Блока стала думать, что это иллюстрация к ее знаменитой "Незнакомке". К слову, так думают многие.

Несколько версий

Официальных версий, кто изображен на картине, существует несколько. По одной, самой распространенной версии считается такая. На картине изображена вышедшая замуж за дворянина Бестужева курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

По другой, император Александр II заказал портрет своей возлюбленной Екатерины Долгорукой. Доподлинно установлено, факт имел место быть. Долгорукая действительно позировала Крамскому, только делала это урывками. Работа над портретом затянулась. В итоге, художник вынужден был приглашать других натурщиц и портрет отдалялся от оригинала все дальше.

После смерти заказчика про полотно никто и не вспомнил. Известно, что портрете был востребован и остался в собственности художника. Прошло еще два года, прежде чем художник решился выставить портрет «Неизвестной» для обозрения. Про княгиню давно забыли, но богатый предприниматель, известный коллекционер и меценат Павел Третьяков, купивший картину для коллекции, еще долго держал ее в запасниках. Зачем рисковать, вдруг кто-нибудь узнает неизвестную?

На портрете - дочь художника

Однако в противовес этой легенде, выставляется иная. Согласно неё на портрете изображена дочь самого художника - Софья.

Отцовская любимица Софья Крамская родилась предположительно в 1866 (по другим сведениям в 1867 году).

В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы, на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами. Правда, потом, в юности, как это случается со многими девочками, она очень похорошела.

Софья училась в обычной гимназии и довольно рано стала проявлять интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал её первым учителем.

После смерти Ивана Крамского в 1887 году девочка брала уроки у Александра Литовченко и Александра Соколова, пользовалась советами Архипа Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг отца скульптор Марк Антокольский.

Как продолжательница традиций отца, она стала много заниматься портретами, причем ее буквально засыпали заказами. Но не только портретами прославилась художница. Известны ее миниатюры, натюрморты, жанровые картины мелодраматического сюжета. Активно участвовала в различных выставках.

Софья Ивановна стала настолько знаменитой, что в 1890 — 1900-е годы была приглашена для написания портретов царской семьи: она исполнила серию акварельных портретов императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея, великих князей и княжон.

Софья Крамская неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня - в Академии художеств, в Обществе живописцев-аквалеристов, в художественном отделе Всероссийской ярмарки в Нижнем Новгороде и др. Была она известна и как книжный иллюстратор, оформляя, например, издания к юбилею Пушкина. Замечательными были и ее жанровые картины. Однако судьба многих работ осталась неизвестной.

Софью арестовали в 30-м

После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована... Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды - революция, Гражданская война, смерть матери в 1919 году...

Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист".

Свою веру Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему. Дочь художника помогала многим своим прежними друзьям устроиться на работу, чтобы как-то выжить. Все это потом и вменили пожилой женщине в вину.

Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде.

Все, проходившие по делу, говорили о религиозности художницы, что усложняло ее положение. Крамская-Юнкер была приговорена как «чуждый элемент» к 3 годам ссылки в Сибирь, где у нее из-за нервного потрясения случился инсульт. С тяжелым параличом она была отправлена в тюремную больницу ДПЗ.

Екатерина Пешкова помогла художнице

15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключенным. Софья Ивановна рассказала о тяжелой болезни и перенесенных во время ссылки двух операциях. Она пыталась доказать, что приносит пользу, несмотря на состояние здоровья. В Иркутске женщина работала как иллюстратор учебников и колхозных журналов. В Канске – как фотограф и ретушер в местной газете.

В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть хотя бы оставят в Красноярске до поправки здоровья и обязательно предоставят работу. Ведь правая рука действует, не разбита параличом.

28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности». 25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград и написала благодарственное письмо Екатерине Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы.

В 1933 году художница скончалась при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила селедку, и, по словам брата, "умерла от рыбьего яда". Реабилитировали ее за отсутствием состава преступления только в 1989 году.

Так кто же все-так запечатлен на картине "Неизвестная"? Ни в письмах, ни в дневниках художник не оставил упоминаний о личности молодой женщины. Остается только предполагать кто она, красавица, изображенная на картине Крамского....

На снимке - княгиня Екатерина Долгорукая
На снимке - княгиня Екатерина Долгорукая
Репродукция портрета  Софьи Крамской работы Ивана Крамского
Репродукция портрета Софьи Крамской работы Ивана Крамского

Публикация по теме