В своей прошлой статье я писала о нейроэкзистенциализме и о задачах, которые он перед нами ставит, в первую очередь мировоззренческих. Великие умы отрицают существование у нас какого-либо собственного "Я", особого предназначения, судьбы и всего того, вера во что делает существование несколько легче.
Человек — лишь сложная биологическая машина, работающая за счет процессов, протекающих в организме. Все устремления, все желания, все действия — это результат работы систем органов.
Конечно, на откладывание дофамина в определенных отделах мозга влияют и социокультурные факторы, а это в дальнейшем определяет нашу способность к самомотивации, но ссылаться при проделывании какой-то работы на силу воли или внутренний стержень в эпоху нейроэкзистенциализма предельно глупо. Способность человека к волевым усилиям разной степени зависит от, грубо говоря, состояния его организма, от личных установок.
Ничего не бывает вопреки — только благодаря. Многие любят говорить, что, например, человек, выросший в небогатой и/или проблемной семье, достиг высот вопреки этим обстоятельствам. Естественно, это тормозящие факторы, но вопреки, как уже сказано, ничего не бывает. Высоты достигаются благодаря окружению, обучению, чьему-то влиянию. Мотивация просто так, с неба ни на кого не свалится.
Данная концепция, в том числе натурализм ("люди на Земле — маленькие букашки, живущие на ней просто так"), вызывает у многих отторжение и желание во что бы то ни стало отыскать смысл жизни. Мне все выше написанное принимается на веру довольно легко. Но сторонникам нейроэкзистенциализма и натурализма главное не скатиться в саморазрушительное поведение, в гедонизм (идеи утилитаризма куда лучше вписываются в современную картину мира, но не все согласны с необходимостью действовать на благо общества).
Почему проблема поиска смысла существования встает сегодня так остро?
Людям важно чувствовать осмысленность, действовать ради удовлетворения не только базовых, биологических потребностей, но и духовных. По данным центров по контролю и профилактике заболеваний в США, количество самоубийств выросло на 25% в сравнении с 1999 годом. Возникновение психических заболеваний — совокупность множества факторов, но Клэй Рутледж говорит, что дело не только в качестве психологической помощи. Без осознания смысла своей работы, своих каждодневных потуг люди становятся психологически уязвимы. Человечество стремится не только выжить, но и понять для чего. В перспективе это может стать вопросом чуть ли ни выживания человеческой цивилизации в целом.
Вполне возможно, что потеря человечеством осмысленности существования — один из Черных Лебедей, который в перспективе приведет к глобальным последствиям. Элиезер Юдковский, специалист по искусственному интеллекту, в своем эссе пишет об одном из видов когнитивных искажений, связанных с предсказыванием каких-либо мощных последствий.
"...иногда большая часть вариативности процесса происходит из исключительно редких, но исключительно масштабных событий".
Защита от Черных Лебедей, конечно же, есть — если можно их как-то прогнозировать, то можно и защищаться. Но Черным Лебедем может стать действительно что угодно, в том числе и понимание человечеством в какой-то момент времени, что смысла в существовании на самом-то деле нет.
Тут и проливается свет на задачу современной философии — защита, эдакая страховка людей от разочаровании в жизни на Земле в целом. Такого может и не произойти, тогда и нельзя будет оценить степень эффективности деятельности философов, но в мире с пошатнувшимся положением религии и торжеством научного знания надо иметь еще более четкие, более осмысленные жизненные ориентиры, чем были в любое другое время.