Уголовное законодательство очень подробно даёт характеристики участникам уголовного процесса. Со стороны обвинения такими участниками являются прокурор, следователь, орган дознания, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинения. Потерпевшим (он же жертва) является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет право в уголовных делах иметь защитника (адвоката) не только обвиняемому в совершении уголовного преступления, но и потерпевшему (жертве). Т.е. помимо того, что на стороне потерпевшего выступает представитель обвинения (прокуратура), он имеет право на своего защитника. Для чего даётся такое право? А для того, чтобы потерпевший мог выступать в уголовном деле не только в качестве жертвы, а полноправным участником уголовного процесса – делать заявления, подавать ходатайства, влиять на ход уголовного процесса. Человеку, не искушённому в юриспруденции, сложно делать это самому. А потому выполнить за него все необходимые действия сможет его адвокат.
В нашу адвокатскую канцелярию со своей проблемой обратился молодой человек – студент (назовём его простым русским именем Эрик), в отношении которого было совершено опасное для жизни и здоровья причинение тяжких телесных повреждений. Проблема его состояла в следующем. Он переехал в новую квартиру, которая ему очень нравилась не только в отношении расположения, планировки и всех удобств, но и в отношении квартирной платы. Всё было чудесно! Но через некоторое время это лучезарное настроение у Эрика стало пропадать – сосед-немец, который жил над ним, стал предъявлять ему различные претензии: что он шумит, громко включает музыку, ходит по квартире ночью, часто приглашает гостей, которые также громко разговаривают и шумят. Потом сосед стал писать на Эрика жалобы в домоуправление, а один раз даже вызвал полицию, и на молодого человека был наложен административный штраф. Со слов молодого человека, он часто обнаруживал у своей двери записки, которые оставлял ему сосед и в которых он угрожал Эрику жаловаться на его поведение. Эрик пояснил адвокату, что все притязания соседа не имеют под собой никакой почвы – он сам не любит громкой музыки и никогда её громко не включает, гости в его квартире были всего один раз, больше никаких праздников он не устраивал, шумные компании не собирал. Да и со стороны других соседей никогда к нему никаких претензий не было. Но конфликт продолжал нарастать, отравляя молодому человеку жизнь. Эрик уже стал подумывать о поисках другой квартиры. Но здесь произошло событие, которое и привело его к нам.
В один из дней Эрик возвращался домой после учёбы. Подходя к своему подъезду, он увидел через стекло входной двери скандального соседа, который спускался по лестнице. Чтобы не спровоцировать новый скандал, Эрик отошёл к почтовым ящикам (есть такие дома, в которых почтовые ящики находятся с улицы), надеясь переждать, пока сосед выйдет на улицу и не встречаться с ним. Но сосед тоже заметил молодого человека, и избегать встречи был явно не намерен. Он дождался, когда Эрик подойдёт к двери (в самом деле, не мог же он вечность стоять у этих почтовых ящиков) и вышел к нему навстречу. Не говоря ни слова, мужчина вытянул руку в сторону молодого человека и стал распылять газ из газового баллончика. Эрик пытался увернуться и закрывался рукой, но содержимое баллончика попало ему на руку и одежду, а сосед продолжал распылять едкий газ. Достав телефон, Эрик набрал номер срочного вызова полиции. Но и это не остановило соседа. Полиция приехала быстро. Полицейские опросили обоих мужчин. У соседа был изъят газовый баллончик. Надо сказать, что газ, содержащийся в баллончике, был довольно сильным и едким и предназначался для защиты от животных в случае их нападения на человека. Его пары вызывали не только слезотечение, но и удушение, и отравление).
Адвокат запросил в прокуратуре материалы уголовного дела и после ознакомления с ними, установил, что всё рассказанное ему клиентом о событиях того дня было зафиксировано в актах. Кроме того, в материалах дела были докладные записки полицейских, выезжавших по вызову, в которых было указано, что сосед нашего клиента дал признательские показания. Также полицейский сделал запись о том, что рука потерпевшего была красной, кожа на ней – носила признаки раздражения. Учитывая, что содержимое баллончика было применено против человека, такое действие было квалифицировано, как причинение особо тяжких телесных повреждений, опасных для жизни и здоровья человека. После изучения материалов дела, адвокат ещё раз пригласил клиента для проведения беседы, в ходе которой он подробно описал ему ситуацию, пояснил, что состоится судебное заседание, какие вопросы могут быть заданы ему в ходе судебного разбирательства, дал советы, как следует вести себя в суде и отвечать на вопросы суда, сторон обвинения и защиты обвиняемого – ведь понятно, что, не смотря на признательские показания, сторона защиты будет стараться защищать своего клиента. Ещё раз адвокат встретился с клиентом непосредственно перед судебным заседанием.
Перед началом судебного заседания судья пригласил адвокатов и представителя прокуратуры в кабинет для проведения правовой беседы с целью выяснения, какие цели преследует каждая сторона и возможности заключения между ними договорённости. Адвокат Эрика, т.е. адвокат нашей адвокатской канцелярии, пояснил суду, что его цель – вынесение судом решения, устанавливающего виновность обвиняемого и пресекающего его неправомерные действия, а также возмещение потерпевшему причинённого морального ущерба. Адвокат обвиняемого с таким предложением не согласился и заявил, что в действиях его клиента не было признаков правонарушения. При таких обстоятельствах адвокат Эрика и прокурор предложили судье открыть судебное заседание.
В судебном заседании было зачитано обвинительное заключение. После этого суд предоставил слово обвиняемому. И здесь обвиняемый (сосед Эрика) стал полностью отрицать свою вину. Он заявил, что это Эрик напал на него, когда он выходил из подъезда. Он признал, что у него был газовый баллончик, который он всегда носит с собой в кармане, но это для защиты от собак. Стал рассказывать суду о том, что Эрик постоянно нарушает общественный порядок, приводит шумные компании и даже нападает на него. На вопрос суда о его признательских показаниях в полиции, которые зафиксированы в протоколе, обвиняемый заявил, что полицейский исказил его показания и неверно их записал. И вообще, в момент приезда полиции он находился у себя в квартире, так как не хотел подвергать себя вновь риску нападения со стороны молодого человека. Но когда адвокат Эрика стал задавать обвиняемому конкретные вопросы, тот стал путаться в своих ответах, говорить совершенно о другом. Было видно, что человек имеет отклонения в психике. На вопрос суда имеет ли он заболевания и у каких врачей наблюдается, обвиняемый признался, что он наблюдается у психиатра и принимает сильнодействующие препараты, у него наблюдаются провалы в памяти.
Судом был заслушан потерпевший. Эрик подробно описал события того дня и сказал, что в результате применения обвиняемым газового баллончика, у него была повреждена не только рука, но и лицо – едкое вещество попала ему на висок. Это заявление привело суд и прокуратуру в некое замешательство и вызвало сомнения в правдивости показаний потерпевшего – ведь данное обстоятельство не было зафиксировано в протоколе полиции. Адвокат заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля полицейского, который выезжал по вызову Эрика и составлял протокол. Суд удовлетворил ходатайство. Полицейский подтвердил показания Эрика, сказал, что в момент приезда полицейской машины обвиняемый находился перед домом вместе с потерпевшим. У обвиняемого был изъят газовый баллончик и обвиняемый дал признательские показания в том, что он сам напал на потерпевшего, применив этот газовый баллончик, т.е. совершил в отношении потерпевшего акт насилия. На вопрос суда об имевшихся у потерпевшего повреждениях, свидетель пояснил, что в момент их прибытия у потерпевшего была красная рука с признаками раздражения, пятна были на одежде – рукаве и спине, что может свидетельствовать о том, что потерпевший старался закрыться и увернуться. В отношении пятен на лице свидетель ничего не мог сказать точно – он этого не запомнил, но высказал предположение, что такое вполне могло произойти, а пятно могло появиться позже. Показания свидетеля подтвердили показания потерпевшего и его адвоката.
После опроса всех участников судья прервал заседание и попросил остаться в зале суда адвокатов и прокурора. Он сообщил сторонам о том, что у него не осталось сомнений в правдивости показаний потерпевшего, но при этом он не может исключать того факта, что обвиняемый не вполне адекватен. Для установления дееспособности обвиняемого необходимо проведение экспертизы. Если стороны согласны ждать результатов экспертизы, то она будет назначена. Но возможен и другой вариант, так сказать компромиссное решение – дело будет приостановлено, если обвиняемый согласен возместить потерпевшему моральный ущерб. Адвокат обвиняемого вначале стал возражать, но, выслушав аргументацию второй стороны, понял, что у него шансы выиграть дело очень и очень малы. Он попросил у суда возможность переговорить с клиентом. Адвокат потерпевшего также использовал это время для переговоров с клиентом и разъяснения ему позиции суда. Обе стороны были согласны на мирное разрешение дела (что в отношении обвиняемого было весьма неожиданно). Стороны сообщили о результатах переговоров суду. Суд вынес определение о приостановлении судебного разбирательства до возмещения обвиняемым причинённого потерпевшему морального ущерба. После этого дело будет закрыто.
В заключение хочется сказать, что, благодаря грамотному ведению дела адвокатом и его профессиональной аргументации, Эрику удалось избежать длительного гражданского процесса, в ходе которого было бы затрачено время, деньги на оплату судебных издержек, а главное – нервы. Не смотря на возникшие у суда сомнения в отношении правдивости показаний потерпевшего, дело было разрешено в ходе одного судебного заседания в рамках уголовного процесса.
Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.