Объяснение истории задним числом интересное, но малорезультативное дело. Если прочитать книгу Дэвида Кушнера "В угоне: подлинная история GTA", то может показаться, что волна запретительств и скандалов, связанных с игрой, была неизбежной. Будто бы к этому всё и шло. Но это не так.
На концерте в 1982 году Оззи Озборн откусил голову летучей мыши. Когда братья Хаузеры размышляли о маркетинговой стратегии первой части GTA, они пытались воспроизвести подобный эффект: им нужно было эпатировать публику, чтобы об их игре заговорили.
Прототип первой игры был симулятором города. Финальный вариант стал симулятором автоугонщика, в котором игрок заставлял мир игры реагировать на его противоправные действия. Игры серии GTA были первопроходцами жанра городских реалистичных опенворлдов. Каждая следующая часть повышала градус насилия, увеличивала ставки, давала игроку всё более и более реалистичный инструмент для сублимации собственной жестокости.
Переломным для игр серии стал момент, когда в исходных файлах San Andreas нашли симулятор полового акта. И Кушнер наглядно показал, как внутри студии менялось отношение к этой мини-игре: от изначального энтузиазма "мы должны сделать это" до общественного скандала "вы посмотрите, что они вшили в видеоигру!". Официальный выход патча-разблокировщика мини-игры должен был стать очередным "откусыванием головы летучей мыши", но обернулся скандалом и изменением правил маркировки возрастных ограничений на коробках видеоигр.
При анализе задним числом вполне очевидно, что однажды игры серии GTA должны были попасть в опалу. Хаузеры раз за разом проверяли общественное мнение на прочность. Неужто они не думали, что однажды люди от простых возмущений перейдут к активным действиям? Как показывает книга - не думали. Это было им не интересно.
Это был не первый скандал, связанный с игрой, но он больше всего повлиял на общественное восприятие игр серии и видеоигр в целом.