Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Метод Карла Брюллова в акварели, который используется и сейчас

Имя Карла Брюллова крепко связано с картиной "Последний день Помпеи". В крайнем случае при упоминании этого художника в памяти всплывает изображение барышни на черном коне да смотрящая с балкончика девочка в розовом платье. А между тем, его акварели также достойны пристального внимания и изучения.

 Карл Павлович Брюллов, портрет Г. Н. и В. А. Олениных, 1827, Википедия
Карл Павлович Брюллов, портрет Г. Н. и В. А. Олениных, 1827, Википедия

Надо ещё сказать, что в XIX веке акварель в России активно развивалась в привычной академической манере и стала одним из самых привлекательных материалов для многих художников. Думаю это случилось из-за того, что слои акварели не требуют длительной просушки, поэтому даже сложную работу можно завершить за считанные дни.

Итак, Карл Брюллов разработал метод многослойной акварели, которым некоторые пользуются и сейчас.

Суть метода заключается в использовании голубого подмалёвка, который расцвечивается красными и жёлтыми оттенками. Таким образом происходит оптическое смешение красок. Красный, попадая на голубой, становится фиолетовым, а жёлтый превращается в зелёный. Если же вся триада оказывается наложенной друг на друга, то мы получаем сложные оттенки, тяготеющие к коричневому или серому.

Так давайте же подробно разберём весь процесс.

Этап первый, рисунок

Рисунок делается карандашом средней мягкости без значительного нажима, чтобы не травмировать бумагу. Этот этап нужно выполнить настолько подробно, насколько это возможно.

Этап второй, подмалёвок

Работа цветом начинается голубой краской, в которую можно добавить немного чёрной. От себя добавлю, что лучше выбрать однопигментную черную краску – так будет меньше сюрпризов с распределением частичек краски по поверхности бумаги, и мы не получим грануляцию внезапно. Грануляция хороша там, где уже ничем не нужно перекрывать пятно, а у нас пока самое начало.

Словом, на этом этапе нужно смоделировать все формы, выполнить гризайль, оставив незавершенными освещённые части.

Этап третий, работа тёплыми оттенками

Далее моделировка форм завершается жёлтыми и красными охрами. Это очень виртуозная работа, поскольку смешать на палитре ничего нельзя, и финальный цвет нужно буквально просчитать. Думаю, что одновременно с работой на чистовике можно вести черновик, где пробовать разные наложения.

Если я всё правильно понимаю, то по влажной бумаге Брюллов не работал. И по моим скромным наблюдениям акварелью в то время писали как маслом, не устраивая на бумаге никаких эффектов с помощью воды. И до сих пор многие высказываются в таком духе, что, мол, эффекты свойственно применять бездуховным зарубежным авторам, а у нас всё пишется по законам академической живописи. Между тем, зарубежные авторы активно подтягивают рисунок, а у нас воз и ныне там: рисуем на ватмане мелкими мазками. Почему? Думаю, Карл Брюллов, будучи новатором своего времени, был бы рад поработать на хорошо проклеенной бумаге архивного качества большой кистью с острым кончиком. И мы бы сейчас любовались не пожелтевшей акварельной живописью высочайшего класса.

Надо меняться, время давно пришло. Наши традиции вкупе с современными технологиями могут дать потрясающие результаты!

Ваша К. С.

Тут почитать о бумаге: Всё об акварельной бумаге

Тут о Сезанне, который использовал похожий способ: Метод Поля Сезанна в акварели