Cторителлинг или как рассказать свою историю о компании
Много веков назад, наши бабушки и дедушки рассказывали своим внукам сказки, чтобы поделиться накопленным опытом и знаниями. Пятьсот лет назад Шекспир использовал театр, чтобы сделать то же самое. В прошлом веке кино расширило границы того, что может стать рассказом. Современные технологические инновации создали новые способы повествования и наполнили сторителлингсовершенно новым содержанием.
В эпоху бурного развития социальных сетей уже недостаточно публиковать длинные и сухие тексты на сайте. При таком огромном количестве доступной информации в Интернет изменилась сама механика чтения. Люди научились фильтровать контент и избирательно подходить к выбору источников информации. Чтобы привлечь внимание потребителей, необходимо простым человеческим языком рассказать, как можно решить их проблемы.
Cторителлинг (Storytelling) – искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления.
Все, что мы думаем, что мы чувствуем и чем мы делимся, это и есть, по сути, сторителлинг. Наши мысли складываются в рассказ. По-другому разумный человек не может думать. Мы чувствуем себя в своей тарелке, когда каждая мысль, событие или памятный момент имеют свое начало, середину и конец. Итак, каждую минуту каждого дня мы живем и рассказываем истории. Сама жизнь – способ рассказать свою уникальную историю.
Так ли важен сторителлинг для контент-маркетинга
Почему известные бренды настолько популярны и успешны? Вы скажите, что они внедрили инновации, наладили продажи, показали креативную рекламу. Этого будет достаточно для успеха? Нет, известные бренды смогли донести до своих потребителей правду о своей продукции. Они это сделали настолько реально и аутентично, что им удалось прикоснуться и подсветить тот раздел мозга, который связан с эмоциями. Они заставили ощутить на себе обещанные выгоды от покупки фирменного продукта.
90% потребителей и потенциальных покупателей в своей жизни вообще не интересуются маркетингом и стратегиями компаний для увеличения продаж. Они заботятся лишь о том, чтобы компания исполнила свои обещания, переданные через визуальный рассказ, доносящий до покупателя чувства и удовольствие. Клиентов, в конце концов, интересует то, как они будут выглядеть на фоне остальных, если они купят ваш продукт.
Цели и задачи сторитейллинга
Сторитейллинг в контент маркетинге позволяет придать форму и эмоции скучной информации. Повествование идет уже не столько о «вещах в себе», сколько о сопричастности к социальному сообществу, которое способно мыслить и чувствовать в унисон с вами.
Почему сторитейллинг нужно использовать для продвижения услуг
- Причинно-следственная структура рассказа соответствует максимальному восприятию человека. Его мозг применяет такую же логику для рождающихся мыслей, повседневной речи и важных решений (по крайней мере, для некоторых его решений). Эта формула используется в общих ежедневных диалогах между друзьями, родственниками и коллегами.
- Когда рассказы хорошо построены и эмоционально окрашены, персонажи повествования становятся настоящими, сама история захватывающей, а описываемые события насыщенными и реальными. Создается сильный и мощный контент, способный заставить людей чувствовать и двигаться к намеченным целям. Идея, объединенная с эмоциями, сохраняется надолго в сознании каждого потребителя.
- Люди, интересующиеся поучительными историями, могут быстрее решить свои проблемы, с которыми они никогда раньше не сталкивались. Каждый интересный рассказ должен объяснить и научить, как решить ту или иную проблему. По сути, в этом и заключается эволюционный прогресс всего человечества.
- Когда кто-то рассказывает интересную историю, наша мозговая деятельность точно такая же, как мозговая деятельность других участников аудитории, самого рассказчика и главного героя всей истории. Мозг человека не может отличить в этой ситуации, где красивая сказка, а где реальные события.
Cторителлинг – это искусство передачи мыслей или идей другому человеку. Методы передачи – это технология контент маркетинга. Контент – это главная составляющая в поучительном и интересном рассказе. Прежде, чем начать новое повествование, надо подумать, что ценного и нового получит аудитория взамен своему вниманию к вашей информации.
Чтобы составить хорошо усваиваемый рассказ, пользуйтесь пирамидой информации. Когда сюжет спроектирован, подумайте о том, что может его дополнить и помочь раскрыть тему. Наличие нескольких точек зрения и разных контекстов всегда идет на пользу. Хороший контент, прямая речь эксперта и качественное визуальное оформление дадут в сумме интересный и исчерпывающий материал. (Никита Обухов, Tilda Publishing)
Матрица контента для социальных сетей
Контент маркетинг не возможен без планирования. Чтобы генерировать новые идеи необходим инструмент, позволяющий отобрать из большого многообразия такие формы, которые будут привлекательны для целевой аудитории.
В 2012 году компания Smart Insights впервые предложила концепцию матрицы маркетинга с целью помочь маркетологам создавать эффективный контент для привлечения внимания потребителей и стимулирования их социальной активности.
Два измерения, используемые в контент-матрице, наглядно показывают, как контент маркетинг может поддержать бизнес. Использую различные форматы контента, продвижение становится более эффективным и осмысленным с точки зрения поставленных целей: от развлечения аудитории до убеждения в целесообразности покупки. Верхняя часть матрицы отвечает за эмоциональные решения потребителей, нижняя часть – за рациональные решения.
Как пользоваться матрицей контента
Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
- Визуально оцените влияние на целевую аудиторию представленных в матрице типов контента. Это позволит определить, с помощью каких ключевых показателей оценивать результаты маркетинговых усилий.
- Проведите сравнение тех форм контента, которыми вы пользуетесь на текущий момент. Зная показатели своих KPI, можно выбрать другие форматы общения с целевой аудиторией, которые позволят увечить эффективность маркетинга.
- Проведите анализ прямых конкурентов с точки зрения используемого ими контента. Эта даст понимание того, каким образом они обыгрывают вас в конкурентной борьбе.
- Обсудите с руководством приемлемые варианты для компании с точки зрения бюджета. Различные типы контента принципиально отличаются размером затрат на его создание: мало затратные (inexpensive) и высоко затратные (expensive).
- При рассмотрении каждого типа контента, необходимо учитывать потенциал SEO: привлечение входящего трафика на сайт и увеличения числа реферальных ссылок.
Сторитейллинг для каждой фазы процесса покупки
Вы вероятно осведомлены о воронке продаж. Она включает в себя следующие этапы:
- Осознание
- Интерес
- Решение
- Действия
Это взгляд на процесс покупки со стороны продавца. Контент маркетолог, прежде чем покупатель проявит свою заинтересованность, должен разложить процесс покупки на большее количество фаз:
- Интересы целевой аудитории
- Текущие проблемы потенциальных клиентов
- Поиск путей решения покупателем своих проблем
- Оценка вариантов, предложенных на рынке; формулирование критериев для оценки
- Окончательное принятие решение в пользу выгодного варианта
- Удобная и безопасная покупка услуги
Для каждой фазы сделки должны быть реализованы в продвижении услуг персонализированные акценты по каждой группе клиентов. Таким образом, рассказ о компании станет легко воспринимаем и усваиваем на длительно время. Так устроен мозг человека, что через неделю он забудет практически 100% смысловой нагрузки вашего сообщения, останется только эмоционально окрашенная ассоциация с вашим брендом.
Проведите мозговой штурм, и определите по каждой фазе процесса покупки ключевые моменты повествования для своих целевых групп. Полученные результаты внесите в итоговую таблицу:
Собранные сведения станут отправной точкой для разработки эффективного контент плана. Помните, если считаете, что планы не нужны, то вы самостоятельно готовите провал всей стратегии контент-маркетинга.
Шаблон разработки стратегии контент маркетинга можно скачать по ссылке.