Найти тему
ЕЩЁНЕЧЕХОВ

Дом Щукина на Знаменке: первая общественная галерея современного искусства в Москве и колыбель русского авангарда

Сергей Иванович Щукин — московский потомственный купец обладал редким врожденным чутьем на шедевры. Он вкладывал деньги в работы недорогих отвергнутых непризнанных художников своего времени. Сейчас его коллекция стоит более сотни миллионов долларов.

Знаменитый «Дом Щукина на Знаменке»
Знаменитый «Дом Щукина на Знаменке»

В начале XX века признанным ценителем и главным меценатом современного искусства в России был Сергей Щукин. Он родился в богатой купеческой семье известного в Москве фабриканта, получил достойное образование и затем вошел в состав семейного предприятия «И. В. Щукин с сыновьями». Имея врожденный талант к предпринимательству и находясь в родстве с самыми влиятельными купеческими семьями Москвы того времени, Сергей Иванович построил потрясающую карьеру, приумножил отцовское состояние и заслужил репутацию одного из самых уважаемых общественных деятелей своего времени. Также он слыл большим оригиналом и, в отличие от многих коллекционеров того времени, предпочитал вкладывать деньги в работы ещё непризнанных тогда импрессионистов, а затем и постимпрессионистов, находя в них особенную магию.

Для его знаменитого «дома на Знаменке» французский художник Анри Матисс создал свои великие полотна «Танец» и «Музыка» — теперь уже шедевры, эти работы должны были украшать лестницу на первом и втором этажах.

Анри Матисс, «Танец» и «Музыка».   Дом Щукина. Москва. 1910 г.
Анри Матисс, «Танец» и «Музыка». Дом Щукина. Москва. 1910 г.

К 1918 году в знаменитом «доме Щукина на Знаменке» было собрано более 250 полотен великих мастеров, признанных и почитаемых сегодня, но тогда чаще отвергнутых и непонятых. Среди них такие имена, как Клод Моне, особо почитаемые Сергеем Щукиным Пабло Пикассо и Анри Матисс, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Альбер Марке, Огюст Ренуар и мн. др. Богатейшее собрание великого мецената легло в основу коллекций французской модернистской живописи Эрмитажа и Пушкинского музея.

Зал Моне. Дом Щукина. Москва
Зал Моне. Дом Щукина. Москва
Зал Моне. Дом Щукина. Москва
Зал Моне. Дом Щукина. Москва
Зал Пикассо. Дом Щукина. Москва
Зал Пикассо. Дом Щукина. Москва
Зал Пикассо. Дом Щукина. Москва
Зал Пикассо. Дом Щукина. Москва
«С. И. обладал, несомненно, исключительным даром распознавать подлинные художественные ценности и видел их еще тогда, когда окружающие их не замечали». — Павел Бурышкин (из книги «Москва купеческая» П. Бурышкина, русского предпринимателя и близкого друга Сергея Ивановича Щукина)

В 1909 году Щукин открыл для посещений свой особняк в Большом Знаменском переулке, предоставив возможность всем желающим оценить его уникальную коллекцию живописи. Это решение мецената в дальнейшем оказало мощное влияние на становление в русском искусстве начала ХХ века таких течений, как абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и кубофутуризм, которые позже объединят и назовут русским авангардом.

Первые абстрактные работы создал Василий Кандинский (конец 1900‑х — начало 1910‑х гг.). Художник не раз посещал знаменитый дом в Большом Знаменском переулке Москвы, подолгу изучал коллекцию, собранную меценатом, а в ноябре 1912 года в письме к своей возлюбленной, Габриэле Мюнтер он написал: «Щукин очень мил и пригласил меня опять на следующей неделе, чтобы показать свою галерею при электрическом освещении. Тридцать работ Матисса висят в большом зале с мебелью <...> XVII! века. И это чудесно! У него есть вкус. Он считает величайшими мастерами современности Матисса и Пикассо, а мою малость, кажется, не ценит. А на самом деле мои композиции II и V неплохо бы смотрелись у него. Я это живо себе представил». И уже в следующем письме продолжил: «Щукин у меня ничего не покупает. Он еще очень далек от подобных идей».

Зал Матисса. Дом Щукина. Москва
Зал Матисса. Дом Щукина. Москва
Зал Матисса. Дом Щукина. Москва
Зал Матисса. Дом Щукина. Москва
«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её!» — Сергей Иванович Щукин

Также под впечатлением от работ Моне, Сезанна, Пикассо, Матисса, увиденных в особняке Щукина, Казимир Малевич начинает экспериментировать с цветом, формой и создает свои первые абстрактные работы.

Зал Гогена. Дом Щукина. Москва
Зал Гогена. Дом Щукина. Москва
Зал Гогена. Дом Щукина. Москва
Зал Гогена. Дом Щукина. Москва

Благодаря Сергею Ивановичу Щукину молодые русские художники начала XX века, которым только предстояло создать свои шедевры, смогли познакомиться с работами модернистов того времени, увидеть своими глазами отрицание законов классической живописи, почувствовать первые веяния искусства нового и свободного.

Именно коллекция Щукина явилась мощным трамплином для развития русского авангарда, общей идеей которого стало «предчувствие» скорых и неизбежных потрясений, в результате которых родился новый мир.

Лестница. Дом Щукина. Москва
Лестница. Дом Щукина. Москва
Зал импрессионистов. Дом Щукина. Москва
Зал импрессионистов. Дом Щукина. Москва
Зал импрессионистов. Дом Щукина. Москва
Зал импрессионистов. Дом Щукина. Москва