Найти тему

Для чего нужна претензия

Письменная претензия, составленная потребителем или его представителем, не является обязательным условием с точки зрения Федерального закона «О Защите прав потребителей». Она является прямым доказательством в суде попытки досудебного урегулирования проблемы мирным способом.

В большинстве случаев торгующие организации и представители сферы услуг стараются решить конфликтную ситуацию до судебной волокиты, так как в случае отказа удовлетворить требование потребителя, вышеупомянутым законом предусмотрена ответственность – взыскание штрафа в пользу потребителя.

Если потребитель и организация не смогли прийти к мирному соглашению - претензия, написанная ранее, поможет на судебном заседании. Потребитель может смело требовать взыскания с ответчика убытков, неустойки, штрафов. Если потребитель ранее не предъявлял письменных требований, не пытался урегулировать спор в досудебном порядке, а сразу обратился в суд с исковым заявлением, то взыскать с ответчика пени, штрафы, неустойки будет невозможно.

Приведу пример. Николай приобрел чайник за 5000 рублей. В течение гарантийного срока в чайнике был обнаружен явно выраженный недостаток – в процессе закипания образовывалась течь.

Николай устно потребовал возврата денежных средств, но получил отказ. Магазин просил предъявить технический документ, подтверждающий наличие неисправности. Покупатель обратился в суд и дело выиграл, но по решению суда, ему была возвращена та сумма, которую он заплатил за товар – 5000 рублей.

Если бы Николай изначально предъявил письменную претензию, то по его требованию суд обязал бы выплатить:
1.
Неустойку - 1% от стоимости товара за каждый день задержки возврата денежных средств.
2.
Моральный вред.
3.
Штраф в пользу потребителя в размере 50% от стоимости товара.

Рассмотрим этот же случай, но уже с предъявлением письменной претензии.

Николай обратился в магазин с требованием вернуть оплаченную сумму в досудебном порядке. Продавец принял претензию и теперь, согласно ФЗ «О защите прав потребителей» у магазина есть 10 дней на возврат денежных средств.

По исковому заявлению, предъявленным Николаем, суд определил:
Вернуть всю сумму, оплаченную за товар – 5000 рублей.
Взыскать неустойку -
1% от стоимости товара за каждый день задержки возврата денежных средств. К примеру, на момент обращения потребителем в суд, срок задержки составил 60 дней.

5000 рублей x 1 % x 60 дней = 3000 рублей.

Компенсация морального вреда. Чаще всего, в подобных случаях, суд взыскивает незначительную сумму за моральный вред. В нашем случае, пусть будет 500 рублей.

  • Взыскание с магазина штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной потребителю. В нашем случае размер штрафа составит: (5000 руб. + 3000 руб. + 500 руб.) х 50 % = 4250 руб.

Итог. Если бы Николай написал письменную претензию и правильно вручил продавцу, то смог бы получить 9250 рублей.

Для информации: В некоторых случаях, письменная досудебная претензия является обязательным условием. Например, в спорах, возникшие из договора аренды помещения, договора перевозки грузов, договора предоставления туристического продукта, услуг связи и рядом других актов.