Братья Антонополус возглавляют фермерскую революцию в Греции, которая обладает наибольшим растительным биоразнообразием в Европе. В листе сертифицированных органических фермеров правительства Греции Антонис Антонополус занимает первое место. Они одни из первых поняли, что местные сорта пшеницы и ячменя могут стать хитом в продажах. Они забрендировали своё органическое зерно и муку и годами продают их в специализированные магазины и пекарни.
Два года назад их мука под брендом "Zea" (обычно так на латыни кличат кукурузу), полученная из "двухядерного" зерна в их городе Дилофо, стала ключевым ингредиентом в одноимённой нарезанной буханке, продаваемой по всей стране. Коммерческий успех позволил вернуть из небытия этот исчезающий сорт.
Греция - это естественный генетический банк. Архипелаг, разнообразная местность и микроклимат привели к тому, что сегодня в Европе Греция обладает наибольшего разнообразием растительного мира: 6000 диких видов или подвидов растений и тысячи культивируемых растений.
Поскольку сорта адаптируются к микроклимату региона, то лучшие показатели в селекции братьев стали давать местные семена, которые они унаследовали от родителей. Благодаря адаптации местные культуры могут обходиться без химических удобрений, пестицидов или гербицидов. Это и "органично", и экономично: братья отмечают, что у них самые низкие издержки и он им приходится выполнять лишь треть от работ, выполняемых "обычными" фермерами. Единственное, что они делают - это полив.
Много лет над братьями все смеялись - ощутимых результатов они смогли добиться только через двадцать лет. Сегодня их ферма одна из крупнейших в районе Дилофо, который расположен в юго-восточной части равнины Фессаллии - хлебной "корзины" Греции. Сегодня братья выращивают несколько сортов пшеницы, ячменя, овса, а также бобов, гороха и просо.
В 1960-х годах в Греции стали активно внедрять механизированное земледелие и начали быстро внедряться гибридные семена, полученные в лабораторных условиях. По началу они давали бОльший урожай. Они постепенно вытеснили местные сорта. Глобальный агробизнес постепенно содействовал сокращению биоразнообразия. Люди исторически выращивали порядка 6000 различных видов культур, а сейчас только девять культур составляют две трети всего производимого в мире зерна.
Nikos Stavropoulos и небольшая группа энтузиастов-биологов создали греческий генный банк и стали просить фермеров присылать им местные сорта. При холодном хранение "живучесть" семян ограничивается периодом от 10 до 50 лет, поэтому семена стали явно и косвенно рассылать органическим фермерам для размножения. Некультивируемые старые сорта могут не адаптироваться к изменяющемуся климату, вредителям и болезням.
Органические посевы увеличились в 7 раз за последние 20 лет, но до сих поря занимают лишь 1,4% всех сельскохозяйственных земель. Здесь только о сертифицируемых фермах. Но в мире много небольших ферм, которые придерживаются "органических" принципов, но не делают сертификацию. 95% всех ферм мира имеют менее 5 га, но они покрывают менее 20% всех обрабатываемых земель.
Сорта пшеницы, выращиваемые задолго до так называемой "Второй" мировой войны, имет такую корневую систему, что производят много стеблей и не дают места сорнякам, что не требует применять химию для "борьбы" с "сорными" растениями. Если после пшеницы сеять бобовые, то они фиксируют азот в своих корнях, что обогатит им следующую культуру. Дополнительное удобрение обеспечивал крупный рогатый скот, которому давали пастись на полях после сбора урожая.
Братья занимаются не только зерном. Они также выращивают разные сорта инжира, яблонь и груш. Вырыли пруд. В "воздухе" много пчёл и стрекоз. Гибридные семена могут давать сначала бОльший урожай, но при их покупке "прицепом" также идут дополнительные траты на пестициды, гербициды и бензин для их распространения. Не говоря уже о косвенных тратах урона для экосистемы. Да и эффективность гибридов недолговечна. 23 года назад раундап "Монсанто" показывал краткосрочную эффективность, но сейчас уже более 43 различных растений выработали иммунитет к нему.
Один из активных компонентов раундапа, глифосат, мог стать причиной ракой у людей. В США уже по искам пострадавших граждан отсудили более 2 млрд. долл. Считается также, что пестициды являются одной из причин мора пчёла, которые не возвращаются с "охоты" и не "кормят" свои семьи. Некоторым фермеров в связи с этим стало труднее опылять свои фруктовые деревья.
Учёные считают, что отравление природы только нарастает, так как общество не платить за отрицательные внешние эффекты. Если бы негативный вред учитывался в ценах, то, возможно, в сельском хозяйстве применялись бы более природоподобные технологии.
Гибридные семена патентуются и покупаются, как правило, на один год - и это ещё один большой рынок. Они не всегда способны "здорово" воспроизводится и их эволюция до сих пор непредсказуема.
Точное земледелие даже в "традиционном" сельском хозяйстве позволяет более "зряче" вносить удобрения и пестициды, с учётом потребности "почвы" и "растений". Фермер может давать раз в неделю "инструкцию" трактору с автоматическим управлением. Данные для принятия решения даются консалтинговой фирмой, обрабатывающей информацию на основе спутниковых снимков фермы. В итоге где-то удаётся повысить урожайность на 20-30% и снизить издержки на 20%. И это не обязательно для крупных холдингов. Например, эти данные по фермерскому хозяйству Костаса Краваса, который возделывает рис на 130 га в Халастре, дельте реки Аксиос. Над Кравасом по началу также смеялись, как и над "братьями". Часть своих земель он держит "под органикой".
Костас Кравас считает, что "он вернул большую часть из 18 питательных веществ, которые он "добыл" из почвы за последние 30 лет". Также благодаря применению биоразлагаемых пестицидов на ферму вернулись водоплавающие птицы.
Однако две греческие истории успеха - это не правило, а, скорее, исключение. Фермеры ускоренно меняют профессию в условиях глобальной конкуренции, большой налоговой нагрузки и урбанизации. Согласно недавнему исследованию из 315 тыс. человек, "вошедших" в фермерскую профессию в 2007-2017 гг. (период потери четверти выпуска Грецией), почти треть её "покинула". Дефермеризация по миру.
Чтобы развивать устойчивое производство нужно подтягивать и устойчивое потребление. Когда мы начнём по справедливости платить за качественное потребление, то в итоге мы его сократим. Будем ценить важное и отлетит избыточное. А пока потребитель покупками голосует за химические производства и отравление экосистемы. Именно потребитель - крупнейший инвестор в "химические" фермы и недоинвестор в органические.
Большая часть "традиционных" фермеров в Греции продают своё зерно на мельницы по 0,17 долларов за кг и потом мука оказывается в рознице по 0,78 долларов за кг. Греческие же браться наладили свою переработку, помол и брендинг и продают в том числе напрямую потребителям по 5 долларов за кг.
Органические выращиваемые местные сорта зерна дают в лучшем случае 1,2-1,7 тонн с гектара. Гибридные же семена с химической поддержкой дают по 5 тонн с гектара. Более низкую урожайность братья компенсируют более низкими издержками и более высокими ценами на органическую продукцию. Если фермер не участвует активно в цепочке поставок, то он будет получать мизерную долю от итоговой цены.
Многие продукты по миру до сих пор производятся и продаются дёшево. Потребитель больше ценить количество, а не качество. В итоге с рынка вымещаются качественные и питательные продукты.