Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
ТРИ ЦВЕТА: СИНИЙ / TROI COULEURS: BLEU. ФРАНЦИЯ-ШВЕЙЦАРИЯ-ПОЛЬША, 1993
Это первая часть замечательного триптиха, увы, уже ушедшего от нас знаменитого мастера экрана Кшиштофа Кеслевского ("Случай", "Двойная жизнь Вероники", "Декалог" и др.).
Каждая из частей: "Синий", "Белый" и "Красный" как бы символизирует слова классического французского лозунга "Свобода - Равенство - Братство".
В "Синем" Свобода приходит к героине Жюльетт Бинош ("Невыносимая легкость бытия", "Любовники Понт-Нёф") неожиданно и страшно... Но жизнь есть жизнь, и она продолжается...
Фильму К.Кеслевского свойственна изысканность визуального ряда, прочерченного синевой неба, воды и ночных пейзажей. Тщательно выстроенная драматургия, где "все ружья стреляют". Где нет лишних сцен, реплик, взглядов и жестов. С тонким психологическим рисунком характеров персонажей. И еще в фильме звучит потрясающая музыка...
ТРИ ЦВЕТА: БЕЛЫЙ / TROI COULEURS: BLANC. ФРАНЦИЯ-ШВЕЙЦАРИЯ-ПОЛЬША,1993
Во второй части своей знаменитой трилогии Кшиштоф Кеслевски (1941-1996) обращается к знаменитому французскому лозунгу о равенстве. Главный герой фильма - поляк, женившийся на француженке (Жюли Дельпи), но так и не нашедший себя в чужом для него Париже...
В отличие от "Синего", в "Белом" на первый план выходят комедийные жанровые краски. Польский хаос 1990-х годов показан иронично, местами едко...
Знаменитой французской звезде Жюли Дельпи ("Дурная кровь", "Страсти Беатрис", "Европа, Европа"), на мой взгляд, очень хорошо удалось вписаться в этот контекст.
Ее энергия и обаяние пришлись по душе режиссеру - превосходному психологу и знатоку женской души. И он не ошибся - не только фестивальная публика и кинопресса, но и зрители многих стран были едины: Жюли удалось создать неординарный, психологически глубокий образ главной героини. Она с честью выдержала соревнование с исполнительницами женских ролей в двух других частых трилогии - "Синий"(Жюльетт Бинош) и "Красный" (Ирен Жакоб)...
ТРИ ЦВЕТА: КРАСНЫЙ / TROI COULERS: ROUGE. ФРАНЦИЯ-ШВЕЙЦАРИЯ-ПОЛЬША,1994
Кшиштоф Кеслески, как мне кажется, не случайно доверил своей любимице Ирен Жакоб ("Двойная жизнь Вероники") сыграть заключительную "красную" женскую роль в знаменитой трилогии "Три цвета".
Интеллектуальность, собранность, сосредоточенность, изысканная холодноватость Жюльетт Бинош как нельзя лучше подошла к "Синему" - философской притче о парадоксах Свободы.
Независимость, импульсивная страстность и насмешливая ироничность составили экранный имидж Жюли Дельпи в комедийной драме "Белый", где Кеслевский с грустной усмешкой размышлял об иллюзорности Равенства.
И только Ирен Жакоб с ее обезоруживающей скромностью, тактичностью, самоуглубленностью, способностью к бескорыстной дружбе могла вдохновить режиссера на создание камерной психологической драмы "Красный". Этой лишенной эротических сцен, насыщенной диалогами вариации на тему третьего девиза Французской революции - Братства...
История бывшего судьи (Жан-Луи Трентиньян), скрашивающего свое пенсионное одиночество подслушиванием телефонных разговоров, и его случайной знакомой (Ирен Жакоб)...
Казалось бы, здесь нет никакого зрелищного потенциала. Но благодаря мастерству режиссера и актеров трудно остаться равнодушным.
Ирен Жакоб досталась трудная задача: сыграть не страсть, но христианское стремление понять ближнего. Не пытаться осудить его за грехи. А постараться помочь обрести спасительную соломинку надежды в океане одиночества.
Александр Федоров, 1997
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: Федоров А.В. "Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...