Близится новый учебный год. Хотя до сентября ещё целый август, атмосфера ускользающего лета начинает накаляться. Торговые центры уже выкладывают канцтовары, а школьники пытаются ухватить за хвост убегающие каникулы. Для меня тоже близится самый непростой период – новые наборы на секцию. Если собрать всех, кто когда-либо попадал ко мне на занятия йогой, наберется уже нескольких сотен человек.
В преподавании йоги всегда присутствует элемент непредсказуемости. Далеко не все возвращаются на занятия после лета. Было даже такое, когда группы после лета полностью обновлялись, что произошло в прошлом году с младшей группой. Те люди, с которыми уже был пройден довольно длительный путь в йоге, переезжают в другие города, а иногда и страны. Дети переходят в другие школы, в другие классы. Меняется расписание, место занятий, место жительства. И вот уже одни лица сменяют другие.
Кто-то уходит, а кто-то снова возвращается на секцию, с кем-то встречаешься на улице, в общественном транспорте, в магазине, кто-то находит тебя в социальных сетях. Круг, связанных с тобой людей расширяется, уже можно и не вспомнить всех имен. Да и дети меняются, кто-то приходил к тебе во втором классе, а теперь учится в девятом, а кто-то уже и школу закончил. Вот встречается тебе какая-то высокая девушка на улице и говорит: «Здравствуйте, Артем Михайлович». А ты на автомате отвечаешь и не можешь понять кто это, пока вдруг в уже взрослом лице не припомнишь черты ученика.
В каждого ребенка ты вкладываешь много внутренней энергии, успеваешь полюбить своих учеников, а потом «щелк» и вот перед тобой другие ребята. Опять всё сначала, притирка характеров, рассказы о том, кто чем живет, жалобы и радости, чужие судьбы. И опять весело смеешься с кем-то, слушаешь о том, что кто прочитал, учишь по новой те же самые упражнения - позы треугольника, разновидности героев и т.д. И так по кругу.
Ученик всегда одной ногой уже находится в будущем. Надо торопиться жить. Наверное, тут можно понять учителей, у которых через какое-то время процесс обучения становится автоматическим. Ведь учить увлеченно – это значит полностью погружаться в процесс. Отдавать всё лучшее в себе. А это непросто. И когда уже, кажется, что всё, что ты отдал, начинает приносить плоды, и ты с гордостью отмечаешь успехи своих учеников, ваши пути расходятся. Такой труд может показаться бесполезным, но это не так.
Каждый год не только я учу кого-то, но и сам учусь. Вместе с учениками мы осваиваем новые техники. Для ученика – эти техники задают направление физическому развитию. И мне приятно видеть, что те, кто начинал учиться у меня, сейчас добиваются успехов в разных спортивных дисциплинах. Для меня же эта практика раскрывает новые аспекты владения своим телом. Повторения одних и тех же поз, со временем, только углубило моё понимание этих упражнений. Несмотря на то, что очень сложно отпускать одних людей и привыкать к другим, всё же и здесь ты получаешь бесценный опыт общения и растешь над собой ещё и эмоционально.
В этом и состоит диалектика (подвижность) - только на границе между привычкой и новым опытом может быть развитие. Лето ещё не ушло, но я одной ногой тут, а другой уже там. Потому что: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».