Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
СПАСИБО, ЖИЗНЬ / MERCI, LA VIE. ФРАНЦИЯ, 1991
Признаюсь, больше других фильмов Бертрана Блие ("Вальсирующие", "Отчим", "Холодные закуски") мне нравится его "Спасибо, жизнь".
В этой трагикомедии есть чарующая провокационность, магическое смешение временных пластов, дразнящая эротичность, забавная эксцентрика, светлая печаль об ушедшей молодости и философские размышления о причудливых взаимоотношениях поколений, людских судьбах, жизни и смерти, мечтах и реальности...
Юная Анук Гринбер (ставшая, к слову, женой Б.Блие) с покоряющей искренностью и кошачьей пластикой играет в этом фильме "дрянную девчонку", не раз битую жизнью, которая вместе со своей случайной подружкой (Шарлотт Гинсбур) путешествует в пространстве (автотрассы, дом врача, съемочная площадка) и во времени (Франция оккупационных лет).
Бертран Блие виртуозно сплавляет на экране воображение и реальность, прошлое и настоящее, музыку Бетховена и Жака Бреля.
Здесь нацисты в зловещих черных мундирах оказываются всего лишь статистами из киномассовки.
Но стоит их офицеру (изумительная по чувству баланса между "понарошку" и "всерьез" игра Жана-Луи Трентиньяна) дать команду, как действие приобретает совсем не киношный, жуткий по натурализму оборот.
В этот фильме с особой силой звучит тема беззащитности и ранимости "маленького человека", которого "как сумасшедший с бритвою в руке" преследует неотвратимый Рок, почти не оставляющий места для Любви.
Но как хочется этому человеку среди серо-зеленой тоски закричать: "Раз, два, три! Солнце!"...
Александр Федоров, 1992
СПЛЕНДОР / SPLENDOR. ИТАЛИЯ, 1989.
Как и незабываемый фильм Этторе Скола "Мы так любили друг друга", полон ностальгии по временам Большого кино и "Сплендор".
Здесь Скола вспоминал о "взлетах" и "падениях" провинциального кинотеатра и его владельца, которого к 1980-м годам окончательно разоряет многоканальное телевидение.
Главные роли в фильме сыграли замечательные актеры Марчелло Мастроянни ("8 1/2", "Ночь", "Сладкая жизнь"), Марина Влади ("Колдунья", "Сюжет для небольшого рассказа") и Массимо Троизи...
Среди зрителей и критиков все чаще высказывается мнение, что лучшие этого работы режиссера уже позади, что на смену былой темпераментной легкости стиля пришел консервативный академизм.
Не хочется в это верить.
Но даже, если и так, Этторе Скола своими лучшими картинами навсегда вписал свое имя в историю мирового искусства.
Александр Федоров, 1990
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: "Западный экран:авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...