Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
СПАРТАК / SPARTACUS. США, 1960
Эта получившая несколько "Оскаров" историческая драма имела мало общего с известным романом Джованиоли.
Стенли Кубрик ("Заводной апельсин", "Сияние") попытался не только ошеломить зрителей размахом битв между римскими войсками и отрядами восставших рабов, но и создать впечатляющие образы главных антагонистов: Спартака (К.Дуглас) и Красса (Л.Оливье).
В отличие от иных "пеплумов", актеры играли здесь в традициях психологического реализма, а режиссерская концепция затрагивала непростые философские вопросы.
Роль Спартака стала, бесспорно, лучшей в карьере Керка Дугласа.
Александр Федоров, 1990
СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА / SAVING PRIVATE RYAN.США, 1998.
... 6 июня 1944 года. Американский десант высаживается в Нормандии. Преодолевая ожесточенное сопротивление нацистских войск, янки продвигаются вперед. И тут приходит приказ командования: сформировать специальную группу солдат, чтобы разыскать и вернуть домой к маме некого рядового Райана. Спасти потому, что у него погибли на фронте три старших брата...
Бесспорно, этот фильм знаменитого Стивена Спилберга (трилогия об Индиане Джонсе и дилогия о "Парке Юрского периода") стал для зрителей западного мира одним из самых убедительных аргументов в затяжном споре о том, кто выиграл вторую мировую войну.
Открытие второго фронта показано с потрясающим размахом и с непривычной для "большого" американского кино натуралистичностью. По этой части, помнится, даже "Список Шиндлера" был у Спилберга помягче...
Батальные сцены, снятые прекрасным польским оператором Янушем Камински, на мой взгляд, получились в "Спасении..." не менее убедительно, чем в лучших российских фильмах о войне.
Что же касается основного сюжетного стержня драмы Спилберга, то он, увы, немыслим для нашего кино.
В самом деле, разве можно представить себе, чтобы какому-то советскому генералу пришла в голову мысль вернуть с фронта солдата, лишившегося своих братьев?
Несмотря на всю жесткость материала, Стивен Спилберг поставил очень добрый, истинно гуманный фильм.
В нем нашлось место и юмору, и сентиментальности. И философскому ощущению и пониманию мира...
Правда, наверное, найдутся зрители, которые скажут: а почему, собственно, в "Спасти..." нет ни слова, ни кадра о Восточном фронте?
Что ж, чего нет, того нет. Но так и у Шолохова в "Судьбе человека" тоже, вроде бы, ни слова не сказано о подвигах союзников...
Александр Федоров, 1999
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: Федоров А.В. "Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...