В июле исполнилось 100 лет со дня рождения великой английской писательницы Айрис Мёрдок. Женщины вообще редко становятся великими писателями, хоть и давно уже уравнены в правах. Раньше они писали “гувернантскую прозу” о скромных бедных девушках, которые своими добродетелями заслуживали богатого жениха. Сейчас сочиняют феминистские сюжеты, в которых мужчинам отводится самое мизерное место. Мердок всегда была выше этого. Мне сложно представить ее требующие гендерного паритета в присуждении какой-нибудь литературной премии. Именно это сейчас происходит на ведущих кинофестивалях. Айрис свободно конкурировала с мужчинами, женщинами и даже с Богом, придумывая характеры и судьбы. В этом нет кощунства: на самом верху не так уж и тесно. И состязаться в мастерстве приходится в неким Абсолютом, стремиться к совершенству.
Дебютный роман “Под сетью” у Айрис вышел, когда ей было 35. Большинство дебютирует раньше. Это единственное юмористическое произведение Мердок. Прочитав его, влюбляешься в стиль автора и ждешь чего-то подобного и в других работах. Но там уже иное.
Мердок нередко упрекали в неровности творчества: наряду с великими романами у нее есть абсолютно проходные. При достаточно высокой плодовитости (только романов написала 27) такое простительно. Главное, что есть вершины: кроме дебюта это еще и “Дитя слова” и “Черный принц”. Через весь текст раскинуты ниточки от одного события к другому. Даже упавший в бассейн и захлебнувшийся ежик что-то да значит. Льву Толстому такой символизм, конечно, не понравился бы.
Удивительно, но, кажется, нет ни одной экранизации одного из крупнейший английских авторов ХХ века. Нет сомнений, что при перенесении на экран многое из литературного волшебства будет утрачено. Но адаптация Мердок для кино - это отличный творческий вызов. Вместо этого сняли биографический фильм о самой писательнице - скучную и банальную мелодраму.
Если вам хочется умной и талантливой литературы, то одно значимое имя я вам сегодня подсказал.